For all questions:

+7 495 274-22-22

Is Russia’s historical and cultural heritage a single whole or three independent funds?

Yumasheva Yu.Yu. Doctor of History, Deputy Director General for Research and Methodology, DIMI-CENTER LLC, Member of the Research and Methodology Committee, Federal Archival Agency

The division of the historical and cultural heritage of the Russian Federation among three related funds (Archival, Museum, and Library) is enshrined in Russian legislation and bylaws regulating the activities of each of the three areas. However, these funds are not isolated entities and are distributed among the relevant organizations in varying proportions, such that all three types of cultural institutions hold some portion of the «non-core» funds in their collections. This specificity of collections was taken into account in all regulatory documents governing the activities of archives, museums, and libraries throughout the 20th and early 21st centuries. The corresponding «cross-sections» of industry-specific instructions and regulations for the accounting of historical and cultural heritage items required the mandatory accounting and description of such objects, considered «non-core» for the type of organization in question, according to rules appropriate to their nature. This, on the one hand, created additional burdens for curators, while, on the other, allowing for the overall number of items in each of the aforementioned collections to be controlled.

Деление историко-культурного наследия Российской Федерации между тремя родственными фондами (Архивным, Музейным и Библиотечным) закреплено в законодательстве РФ и в подзаконных актах, регулирующих деятельность каждой из трех областей. Однако эти фонды не являются замкнутыми сущностями и распределяются между соответствующими организациями в различных пропорциях таким образом, что все три типа учреждений культуры хранят в своих собраниях ту или иную часть «непрофильного» фонда.

Эта особенность собраний и коллекций учитывалась во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность архивов, музеев и библиотек в течение XX — начале XXI вв. Соответствующие «перекрестные» разделы отраслевых инструкций и правил по учету предметов историко-культурного наследия предполагали обязательные учет и описание таких «непрофильных» для типа данной организации объектов по правилам, соответствующим их природе, что, с одной стороны, создавало дополнительные хлопоты хранителям, а с другой — позволяло контролировать общее количество предметов каждого из упомянутых фондов.

В дополнение и развитие данного вопроса в разное время были разработаны и введены в действие различные нормативно-методические акты, вносившие уточнение в проведение подобной работы. Так, для учета документов Архивного фонда, хранящихся в составе коллекций музеев Всесоюзным научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) совместно с Государственным историческим музеем были разработаны «Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР» (утв. Минкультуры СССР, согласованы с Главархивом (ныне Федеральное архивное агентство). М., 1990); для архивных документов, хранящихся в библиотеках, — Главархивом совместно с Государственной библиотекой им. В.И. Ленина (ныне Российской государственной библиотекой) — «Правила учета документов Архивного фонда Российской Федерации, постоянно хранящихся в фондах библиотек системы Министерства культуры СССР» (утв. Минкультуры СССР и Главархивом СССР. М., 1991).

For citation:
Yumasheva Yu.Yu., Is Russia’s historical and cultural heritage a single whole or three independent funds?. Музей №12 2025. 2025;12.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: