Система комплаенс — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для обеспечения соответствия требованиям регуляторной среды и достижения своих целей. Она представляет собой универсальную признанную международную систему противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности компании требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность компании, внутренним документам и локальным нормативным актам. При этом система комплаенс работает по отношению ко всем сотрудникам компании, а также обеспечивает комплексный подход по всем направлениям деятельности бизнеса, взаимодействуя как с внутренним контекстом, так и с внешним.
Ключевым принципом системы комплаенс является обеспечение заблаговременного подхода к защите от рисков и непрерывности их устранения. Она также формирует идеологию и стиль ведения бизнеса, составляя этический компонент в бизнес-подходе: экология, противодействие коррупции, социальная ответственность и пр.
Как правило, в организации выделяются четыре категории целей: стратегические, операционные, цели в области подготовки отчетности и соблюдения законодательства. У этих целей существует прямая взаимосвязь с компонентами процесса управления рисками организации, представляющими собой действия, необходимые для их достижения. Так, система комплаенс обеспечивает такую взаимосвязь, помогая организации достигать своих целей, делая это без нарушения законодательства и с минимальными потерями.
Внутри организации за развитие и продвижение данной системы отвечает подразделение комплаенс (также именуемое службой комплаенс). Оно представляет собой структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконных актов, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.