For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 616–053.2/5.616.8–008.6 DOI:10.33920/med-10-2312-02

Hyperkinetic disorder in children: principles of diagnosis and therapy

Irina Anatolievna Maksimochkina child psychologist, MEDSI Clinic, Moscow, IMaksimochkina31@yandex.ru, http://orcid.org/ 0000-0003-416-4031

This pathology includes disorders of neuropsychological development, the leading clinical sign of which is constant persistent patterns (models) of behavior with impaired attention and/or increased motor activity and impulsivity, leading to maladjustment in several areas of the child’s social functioning. Attention disorders manifest themselves in the form of the following behavioral patterns: distractibility with disorganization of behavior and problems with stable focus on a task, which are not associated with a decrease in intelligence and lack of understanding of the proposed tasks. Hyperactivity is understood as excessive motor activity, fussiness, restlessness, or verbosity that is not adequate to accepted norms. Impulsive behavior involves quick, hasty, thoughtless, hurried actions that carry a high risk of serious harm and injury. Due to the great heterogeneity in the severity of clinical manifestations, this pathology tends to be diagnosed late, often with the start of schooling.

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 11.11.2023.

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 10/10/2023.

Date of acceptance of the manuscript for publication: 11/11/2023

Неугомонные непоседы, ни минуты не сидящие на месте, которые, как кажется взрослым, находятся в плену ненасытной жажды движения, известны любому специалисту, работающему с детьми. Родители жалуются, что они непослушны, иногда просто неуправляемы, всё сносят на своем пути, игнорируя требования взрослых остановиться. Окружающие считают их плохо воспитанными. Бабушки и дедушки отказываются брать их на выходные. Они слабо поддаются социализации, плохо адаптируются к детскому саду, школе. Они — источник постоянных конфликтов и недоразумений в детском коллективе [1, 2].

Согласно международной классификации психических болезней 10-го пересмотра, подобные нарушения психики называют гиперкинетическим расстройством. В практике западных стран приняты термины «состояние с дефицитом внимания» и «гиперактивное расстройство». При этом акцент делается на том факте, что именно дефицит внимания является ключевым расстройством при детской гиперактивности.

В социуме распространяется точка зрения о том, что гиперактивные дети — новая проблема современного общества, «эпидемия» последнего десятилетия. Это не так. История этого синдрома достаточно длительная, уходит своими корнями к началу прошлого века, и его распространенность за последнее десятилетие, по-видимому, существенно не изменилась [3].

Психические нарушения у детей, соответствующие современным представлениям о состояниях с дефицитом внимания в качестве «болезненного дефекта морального контроля», были описаны еще в 1902 г. Тогда таких детей рассматривали как «моральных уродов», и в поисках причин возрастания их количества в обществе апеллировали к концепции Ламброзо. В 30–60-е гг. XIX столетия врачи начали предпринимать попытки реабилитировать гиперактивных детей и стали связывать расстройства с наличием минимальной мозговой дисфункции. Впрочем, представления о резидуальном органическом генезе расстройства также не нашли должного научного подтверждения. В конце 60-х гг. в клиническую практику были введены представления о «гиперкинетических реакциях детского возраста» [4].

For citation:
Irina Anatolievna Maksimochkina, Hyperkinetic disorder in children: principles of diagnosis and therapy. Journal of Family Medicine. 2023;12.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: