Острые инфекции дыхательных путей являются основной причиной заболеваемости и смертности во всем мире. Не является и исключением пандемия коронавирусной болезни COVID-19 с развитием острого респираторного синдрома [1, 2], оказывающего значительное влияние на состояние иммунной системы. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила пандемию — признание того, что болезнь распространилась глобально и охватила все континенты [3] и что это чрезвычайная ситуация международного значения [4].
При госпитализации больных с коронавирусной болезнью COVID-19 часто наблюдается тяжелое воспаление и анорексия, приводящие к резкому снижению потребления пищи [5]. Одной из метаболических характеристик пациентов с COVID-19 является усиленный протеолиз и изменение аминокислотного спектра, а именно снижение уровня аминокислот с разветвленной цепью и уровня преальбумина в сыворотке крови менее 100 мг/л [6]. У таких больных встает вопрос о должной нутритивной поддержке, ведь диетотерапия является частью лечению любого заболевания. Питание, соответствующее особенностям течения заболевания, является залогом успешного, комплексного лечения [7].
По мнению Caccialanza R. et al. [5], эффективным методом нутритивной поддержки таких больных на госпитальном этапе является применение высококалорийной диеты, а также введение перорально добавок сывороточных белков и внутривенное введение растворов поливитаминов и микроэлементов. Shang Y. et al [6] предлагают с самого начала использовать энтеральное питание для критически больных пациентов, которые нуждаются в поддерживающей терапии. Однако его следует отложить у пациентов с тяжелой формой COVID-19 с шоком, тяжелой гипоксией, ацидозом, кишечной непроходимостью и др. Таким образом, вид диетотерапии зависит от тяжести заболевания и метода респираторной поддержки.
В условиях социального дистанцирования и самоизоляции, предпринятых в большинстве стран мира в период пандемии COVID-19, существует необходимость оказания полноценной медицинской помощи пациентам с COVID-19, получающим лечение на дому, включая комплекс мероприятий по надлежащей диетотерапии. Особенно это касается пациентов с ранее выявленной недостаточностью питания или другими формами нарушения питания [8].