For all questions:

+7 495 274-22-22

Educational potential of modern Russian television

© Kirill Borisovich Baryshnikov PhD Candidate in Philology, associate professor of the Department of Journalism, Moscow University for the Humanities, 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russian Federation, e-mail: poljanak1968@mail.ru

The article examines and analyzes a pressing issue of our time: the role and significance of screen media in the process of personal formation and ideological, moral, and spiritual education of the younger generations of our country. It is demonstrated that viewer interest and the attitude of the viewer audience to television products are objectively reflected in their ratings, indicators of attendance of thematic Internet platforms (video hosting and video portals), and the presented on-screen video content (author's videos and reports, author's programs and films of various screen genres, animated screen works, advertising content), which in turn depend on social, thematic, and aesthetic parameters, elements of the structure of television programs and television shows, as well as on the features and specifics of the work of television presenters, their image criteria and parameters, which actively influence all levels of meeting audience needs and requests.

Известный теоретик и эксперт в области отечественных экранных СМИ, доктор филологических наук, профессор РУДН Наталья Сергеевна Гегелова, руководствуясь результатами своих многолетних научных исследований, утверждает, что «в современном мире важно продвигать информацию во все возможные СМИ — это и пресса, и телевидение, и радио, и Интернет. Конвергентная журналистика облегчает доступ к информации: радио можно слушать в Интернете, доступ к газете можно получить онлайн, прямые эфиры смотреть в Сети. Студенческие телестудии — это не только школа обучения будущих профессионалов, но и место получения первой практики. Работая в студенческих СМИ, обучающиеся приобретают большой опыт профессиональной работы, благодаря чему свободно могут ориентироваться в разных аспектах будущей профессии» [2, c. 179].

Информация и внешняя зрелищность — основные критерии и условия функциональности телевизионных программ федеральных и региональных отечественных телевизионных каналов. Телевизионные, а тем более кинематографические проекты предполагают ощутимую финансовую поддержку, производственный капитал. Не все сценаристы и режиссеры обладают навыками и способностями умения «добывать» средства для реализации своих творческих проектов. Продюсерской школы мирового уровня в рамках практической подготовки профессиональных кино- и телепродюсеров у нас пока тоже нет. Телекомпании и отдельные «Продакшн-студии» едва справляются с распределением заказов между членами своей немногочисленной творческой «команды». Одной из немногих возможностей «пробиться» на экран произведениям теледокументалистов остаются ежегодные фестивали документального кино. Но этого чрезвычайно мало, ведь каждому участнику творческого экранного проекта (сценаристу, режиссеру, оператору, звукооператору, композитору и художнику) необходимо продемонстрировать созданное им произведение хотя бы определенной целевой, не говоря уже о массовой зрительской аудитории.

«Необходимо помнить, насколько важную роль играет телевидение в развитии сознания и как существенно важно значение транслируемого или демонстрируемого в эфире определенного тематического экранного контента», отмечают специалисты [1, c. 225]. В наше время достаточно часто наблюдается ситуация, когда вместо идейно-тематических и содержательных телепрограмм для детско-юношеской и молодежной аудитории, которые должны были изначально учитывать их возрастных духовно-нравственные и эстетическо-мировоззренческие интересы, экранная продукция искусственно подменяется телепродукцией, рассчитанной на старшую возрастную аудиторию. По этой причине у детей и подростков не остается альтернативного выбора и им приходится невольно смотреть телепрограммы и фильмы «для взрослых».

For citation:
© Kirill Borisovich Baryshnikov, Educational potential of modern Russian television. Academic Council. 2023;11.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: