For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 342.9

The bologna system in Russia: problem areas of implementation and discussions on higher education transformation

A.V. Druzhinin

The article is a continuation of the research on the implementation of the principles of the Bologna system in Russian higher education presented in the previous issue. Based on the conclusions of the first part, devoted to the analysis of regulatory frameworks and conceptual discrepancies, the key problem areas of the Bologna Process in Russia have been identified: the introduction of a credit system, the development of academic mobility, quality assurance, and recognition of qualifications. The main discussions on the implementation of the Bologna system are analyzed, and suggestions about possible scenarios for the transformation of higher education in the light of Russia's decision to withdraw from the Bologna Process are made. The necessity of developing a novel model that organically combines national characteristics and international best practices is substantiated.

Данная статья является продолжением исследования, начатого в предыдущем номере журнала. В первой части был представлен анализ нормативно-правовых основ реализации Болонской системы в России и выявлены концептуальные расхождения между европейским и отечественным подходами к высшему образованию. Данная публикация фокусируется на проблемных зонах внедрения Болонских принципов и дискуссиях о трансформации высшей школы в контексте выхода России из Болонского процесса.

Актуальность исследования обусловлена нарастающей критикой результатов Болонских реформ в России, их неполнотой и противоречивостью. Решение о выходе из Болонской системы ставит вопрос о дальнейших путях развития отечественного высшего образования, соотношении национальных традиций и международного опыта в новой модели.

Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) базируется на принципе, согласно которому 60 зачетных единиц соответствуют учебной нагрузке студента в течение одного учебного года1 . При этом зачетные единицы отражают не только количество часов, но и уровень, содержание и значимость учебной дисциплины в структуре образовательной программы. В российской же практике нередко реализовывался упрощенный подход, при котором зачетные единицы механически приравнивались к часам трудоемкости без учета специфики дисциплины2 .

Внедрение системы зачетных единиц в российских вузах зачастую носило формальный характер. Вместо глубокой перестройки учебного процесса на основе принципов ECTS происходил простой пересчет часов в зачетные единицы без изменения содержания и методов обучения. Распределение зачетных единиц по дисциплинам не всегда отражало их реальную трудоемкость и значимость. Сохранялась перегруженность учебных планов обязательными курсами, что снижало возможности для академической мобильности и выбора индивидуальной траектории обучения3 .

For citation:
A.V. Druzhinin, The bologna system in Russia: problem areas of implementation and discussions on higher education transformation. Юрист ВУЗа №4 2025. 2025;4.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: