For all questions:

+7 495 274-22-22

UDK: 620.3:621.357.7

Application of protective coatings on metal parts

Istomin A. B. senior lecturer, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Struk A. S. student, Bauman Moscow State Technical University, Moscow

Methods of coating metal parts are considered, advantages and disadvantages are compared. Great importance is given to the Molykote Metalform technological coating based on synthetic wax. Due to the low coefficient of friction, it is widely used as a non-polluting lubricant in the pulp and paper industry, for the lubrication of selftapping screws, cutting blades and guides.

Основными причинами выхода из строя деталей машин и металлоконструкций являются процессы изнашивания и коррозия. Известно, что в результате естественного изнашивания выходит из строя до 70% деталей и их соединений, потери от коррозии также велики [1–15]. Ежегодные потери металла от трения и износа составляют до 4–5% валового национального дохода. Именно поэтому поиск путей снижения таких потерь актуален и исследования сегодня ведутся по многим направлениям. Одно из них — разработка новых технологий нанесения антифрикционных покрытий на детали, работающие в условиях трения (подшипники, втулки, направляющие вкладыши и т. п.). Такие покрытия должны обладать хорошей прирабатываемостью, износостойкостью, низким коэффициентом трения и малым износом контактирующего материала [1, 2, 14, 15].

До последнего времени генеральным направлением по борьбе с изнашиванием в машиностроении было повышение твердости трущихся поверхностей детали. В промышленности разработано большое количество методов повышения твердости деталей (хромирование, азотирование, цементирование и т. д.). Многолетний опыт свидетельствует, что это направление позволило в большей степени повысить надежность трущихся деталей машин. Однако постоянное стремление к уменьшению массы машин и повышению интенсификации рабочих процессов привело к увеличению давлений в узлах машин и скоростей скольжения и ухудшило условия смазывания. Кроме того, требования к повышению КПД механизмов, а также применение специальных смазочных материалов и жидкостей привело к тому, что традиционные методы увеличения износостойкости деталей повышением их твердости во многих случаях перестали себя оправдывать. В процессе поиска средств увеличения износостойкости деталей машин используется избирательный перенос при трении. Избирательный перенос (ИП) — это комплекс физико-химических явлений на контакте поверхностей при трении, который позволяет преодолеть ограниченность ресурса трущихся сочленений машин и снизить потери на трение. ИП есть особый вид трения, который обусловлен самопроизвольным образованием в зоне контакта неокисляющейся тонкой металлической пленки с низким сопротивлением сдвигу и неспособной наклепываться. На пленке образуется в свою очередь полимерная пленка, которая создает дополнительный антифрикционный слой. ИП, его системы снижения износа и трения (системы СИТ), разработанные Поляковым А.А., не вытекают из ранее имевшихся представлений о трении и изнашивании. Процессы, составляющие сущность ИП, находятся на стыках разделов химии, физической химии, физики, синергетики и механики. Сложность ИП состоит также в том, что ряд его химических и физических процессов не встречались в практике исследований трения. Большинство химических реакций ИП являются гетерогенными, поэтому их изучение затруднено.

For citation:
Istomin A. B., Struk A. S., Application of protective coatings on metal parts. Конструкторское Бюро №2 2025. 2025;2.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: