For all questions:

+7 495 274-22-22

Analysis of Russian and foreign markets of organic products

M.A. Nikolayeva PhD in Engineering, Professor, Department of International Commerce
A.I. Nikonova Manager, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

This article discusses the organic food markets in Russia and abroad. A brief review and characteristics of the current state of the global and domestic markets of eco-products are presented. The tendency of increasing demand for products of this segment is revealed, which proves the prospects of its development. The prospects for the development of the Russian market of organic products are highlighted.

Органический пищевой продукт — это продукт, в натуральном или переработанном виде, произведенный из сырья растительного и животного происхождения, выращенного в зонах для ведения органического сельскохозяйственного производства, а также лесная, пчело- и рыбопродукция, выращенная, произведенная, переработанная, сертифицированная, этикитированная, сохраненная и реализуемая в соответствии с правилами органического производства, предназначенная для потребления в пищу в переработанном или непереработанном виде [1].1 Рынок органических продуктов является одним из самых быстрорастущих среди продовольственных рынков как в мире, так и в России. В период с 2000 по 2017 год он вырос более, чем в пять раз — с 18 до 93 млн долларов, что составляет 11% от всего мирового сельскохозяйственного рынка. Это связано в первую очередь с тем, что в последнее время во всех странах наблюдается тенденция здорового образа жизни, включающая в себя потребление экологически чистых продуктов.

Несомненным лидером по объему рынка экопродуктов являются Соединенные Штаты Америки, на долю которых приходится около 44% всего объема рынка. Помимо США, можно отметить страны Европейского союза, отдельно Германию (11%), Францию (6,8%) и Китай (5,9%), однако их отставание от лидера достаточно существенно (рис. 1).

Из стран Европейского союза, лидирующим по объему рынка экопродукции можно выделить следующие страны: Великобритания (3,3%), Италия (2,9%), Швейцария (2,7%), Швеция (2,2%), Испания (2%).2 В отношении потребления продукции на душу населения можно увидеть совершенно иную картину, так как по этому показателю европейские страны опережают всех в мире (рис. 2).

Польза органических продуктов, как правило, более дорогих по сравнению с традиционными, определяется заботой о здоровье. Именно эту причину называют в качестве основного мотива для предпочтения большинство жителей Франции. В Германии, помимо здоровья потребителей, респондентов волнует состояние окружающей среды, и они покупают натуральные продукты в виду того, что их производство наносит меньший вред окружающей среде, предотвращает ее загрязнение. Датские покупатели озабочены благосостоянием животных, а потребители США — отсутствием в напитках и пищевых продуктах генетически модифицированных организмов (ГМО) и других вредных веществ.

For citation:
M.A. Nikolayeva, A.I. Nikonova, Analysis of Russian and foreign markets of organic products. Food Products Commodity Expert. 2019;1.
The full version of the article is available for subscribers of the journal
Article language:
Actions with selected: