В большинстве стран дальнего и ближнего зарубежья социальная поддержка является важнейшей составной частью государственной социальной политики, имеет собственную нормативную правовую основу, а правовое регулирование этой поддержки определяется тремя основными факторами — характером принятой в стране правовой системы, моделью социальной политики, а применительно к данной теме еще и государственно-территориальным устройством.
Основной целью данной статьи является выявление связей между принятой в той или иной стране моделью социальной политики и характером социальной поддержи семей с детьми.
Для России особенно важен опыт стран, имеющих федеративное устройство, в том числе США и ФРГ, различающихся, прежде всего, моделями социальной политики. Если в США принята субсидиарная модель социальной поддержки, то в ФРГ реализуется, скорее, перераспределительная социал-демократическая модель, в той или иной степени характерная для большинства государств Северной Европы. Кроме того, ФРГ, как и Россия, позиционирует себя в качестве социального государства. Тем не менее на практике Россия более ориентирована на американскую модель.
Вектор развития социальной поддержки в США таков, что наибольший прогресс в ее развитии пришелся на 1960–1970-е гг.
В отличие от социальных моделей, получивших развитие в Скандинавских странах, в Германии и других развитых государствах Европы, в США государственные программы вспомоществования носят гораздо более ограниченный характер. Для американской модели возрастающее значение приобретают меры по содействию трудоустройству, расширению доступности профессиональной подготовки для социально уязвимых групп населения, а также поощрению бизнеса и некоммерческих структур к оказанию социальной поддержки нуждающимся.
Важным направлением государственной политики является финансовая поддержка из средств федерального бюджета благотворительных организаций, непосредственно оказывающих помощь социально уязвимым категориям населения.