По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Зарубежный опыт организации аграрного образования и задачи кадровой политики АПК России в условиях внешних вызовов (часть 2)

Гусев Александр Сергеевич аналитик научно-исследовательской лаборатории проблем комплексного развития человеческого капитала в сельском хозяйстве, E-mail: a.s.gusev@vniiesh.ru, отдел социального развития сельских территорий, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, г. Москва
Новиков Владимир Геннадьевич д-р экон. наук, профессор, гл. научный сотрудник, E-mail: 2v.g.novikov@vniiesh.ru, отдел социального развития сельских территорий, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, г. Москва
Новичков Николай Владимирович д-р экон. наук, гл. научный сотрудник, E-mail: novichkov@gmail.com, отдел социального развития сельских территорий, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, г. Москва

В настоящей статье авторы предприняли попытку рассмотреть особенности аграрного образования на примере ряда стран, которые успешно справляются с вызовами, возникающими в сельском хозяйстве, и внедряют современные технологии для расширения подходов к обучению и повышению его эффективности. В качестве примеров были выбраны такие страны, как США, Нидерланды, Норвегия, Китай и др. В статье проанализирована структура аграрного образования и роль различных ступеней обучения в подготовке квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется формату дуального обучения, который позволяет студентам сочетать теоретические знания с практическими навыками в условиях реального производства. Авторы также акцентируют внимание на принципах устойчивого сельского развития, поддержке биоразнообразия и необходимости климатического и демографического прогнозирования для эффективной подготовки специалистов. Выявленные тенденции и модели организации агрообразовательных систем в зарубежных странах могут служить основой для формирования кадровой политики АПК России в условиях современных вызовов, что подчеркивает важность интеграции международного опыта в национальную систему аграрного образования.

Литература:

1. Agricultural Education Division. Indian Council of Agricultural Research [Электронный ресурс]. — URL: https://icar.org.in/agricultural-education-division/agricultural-education-division (дата обращения: 10.10.2024).

2. Agricultural Education Grants. Northeast Agriculture [Электронный ресурс].— URL: https://www.northeastagriculture.org/agricultural-education-grants/ what-is-agricultural-education/ (дата обращения: 15.09.2024).

3. Dr. Wm. Jay Jackman, CAE. Agricultural Education in the United States. The National Association of Agricultural Educators (NAAE) [Электронный ресурс].— URL: https://www.naae.org/advocacy/profiles/ag-ed-nationwide.pdf.

4. ICAR Annual Report 2020-21. Indian Council of Agricultural Research [Электронный ресурс]. — URL: https://icar.org.in/sites/default/files/ICAR-AR-2020English.pdf (дата обращения: 15.10.2024).

5. NAAE. (2020). What is Agricultural Education? The National Association of Agricultural Educators (NAAE) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.naae.org/whatisaged/.

6. National Education Policy (2020). Ministry of Human Resource Development, Government of India [Электронный ресурс]. — URL: https://www.education.gov.in/shikshakparv/docs/Inclusive_Education.pdf? (дата обращения: 20.10.2024).

7. Organisation of the Education System and its Structure in Norway // Eurydice [Электронный ресурс]. — URL: https://eurydice.eacea.ec.europa.eu/national-education-systems/norway/organisation-education-system-and-its-structure (дата обращения: 20.09.2024).

8. Rana, N., Agnihotri, M. K., Agrawal, R. C. (2020). Landscape of Higher Agricultural Education in India 2020. Agricultural Education Division, Indian Council of Agricultural Research, KrishiAnusandhanBhavan-II, Pusa, New Delhi 110012.

9. Strategy Paper — Print Version 27062022. National Academy of Agricultural Research Management [Электронный ресурс]. — URL: https://naarm.org.in/wp-content/uploads/2022/08/Strategy-Paper-_-Print-Version-27062022.pdf (дата обращения: 05.10.2024).

10. UDISE Report (2022). Department of School Education Literacy, Ministry of Education, Government of India [Электронный ресурс]. — URL: https://udiseplus.gov.in/#/home (дата обращения: 25.10.2024).

11. Utdanninginnenlandbrukoggårdsdrift: Veientilsuksesspå garden. Bondeguiden [Электронный ресурс]. — URL: https://bondeguiden.no/annet/ utdanning-innen-landbruk-og-gardsdrift-veien-til-suksess-pa-garden/ (дата обращения: 01.10.2024).

12. UtdanningsoversiktforJordbruk. Utdanning.no [Электронный ресурс].— URL: https://utdanning.no/utdanningsoversikt/jordbruk (дата обращения: 25.09.2024).

Во Франции центром аграрного образования является средний профессиональный уровень, представленный аграрными лицеями. У студентов есть возможность выбрать два направления: «агрономия и экология» или «пищевые науки». Выпускник лицея может продолжить обучение в одном из 25 аграрных вузов или на трех аграрных факультетах университетов. Аграрные научные исследования координируются во Франции специальной комиссией.

Одним из высших учебных заведений, находящимся на передовой сельского хозяйства, продовольственных и экологических проблем, является Институт сельского хозяйства (Institut Agro Montpellier). Учреждение состоит из корпусов, расположенных по всей Франции и прочно укоренившихся в регионах, в связи с различными секторами экономики.

Institut Agro Montpellier является одним из ведущих учреждений аграрного образования во Франции. Основанный в 1970 г., институт предлагает широкий спектр программ, охватывающих различные аспекты агрономии, агробизнеса и управления природными ресурсами. Важным элементом учебного процесса является применение дуальной модели обучения, которая сочетает академическую подготовку с практическим опытом на предприятиях.

Одной из ключевых особенностей Institut Agro Montpellier является акцент на устойчивом развитии и инновационных подходах в сельском хозяйстве. Учебные программы включают изучение современных технологий, таких как прецизионное земледелие и устойчивые методы ведения сельского хозяйства, что позволяет студентам осваивать навыки, необходимые для решения актуальных проблем аграрного сектора, таких как изменение климата и продовольственная безопасность.

Кроме того, Institut Agro Montpellier активно сотрудничает с научными учреждениями и аграрными предприятиями как на национальном, так и на международном уровне. Это сотрудничество способствует обмену знаниями и технологиями, а также предоставляет студентам возможность участвовать в исследовательских проектах и стажировках, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Для Цитирования:
Гусев Александр Сергеевич, Новиков Владимир Геннадьевич, Новичков Николай Владимирович, Зарубежный опыт организации аграрного образования и задачи кадровой политики АПК России в условиях внешних вызовов (часть 2). Кадровик. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: