Федеральный закон № 137-ФЗ, принятый 27.07.2006, в совокупности с заново введенным в действие п. 5 ст. 101.2 НК РФ постановляют, что решение относительно последствий за учинение налогового преступления либо решение о непризнании совершения соответствующего преступления могут быть опротестованы судебным иском исключительно после опротестования документа в высшей инстанции фискальных органов.
В настоящее время наблюдается тенденция постоянного увеличения количества арбитражных разбирательств, имеющих отношение к фискальным вопросам.
В связи с этим, согласно ст. 137 ч. 1 НК РФ, первоосновой которой является ст. 46 Основного закона РФ, любой субъект вправе опротестовать ненормативные решения органов налоговой службы, действия ее уполномоченных служебных лиц, существующие как в форме деятельности, так и бездействия (в случае если субъект считает, что подобные решения либо деятельность негативно сказываются на его правах). Последние делятся на две группы:
1. Решения органов фискальной службы о притягивании к ответственности либо отказе от такого притягивания, вынесенные исходя из итогов налоговых проверок (выездных либо камеральных) и решения об отказе в компенсации НДС;
2. Другие решения органов фискальных служб, вынесенные в ходе налоговых проверок (решение об осуществлении или приостановлении налоговой проверки по фактическому местонахождению субъекта, пролонгации либо отказе в пролонгации сроков для предоставления документов и пр.), в том числе вся нелегитимная деятельность фискальных органов, решения о притягивании субъекта к ответственности по итогам других процедур фискального контроля (кроме проверок).
Пункт 1 ст. 138 НК РФ определяет, что опротестование решения может направляться в уполномоченные органы налоговой службы высшей инстанции либо передаваться в судебное производство. Процедура и временные ограничения возможности обжалования решения в органах налоговой службы высшей инстанции определяются ст. 139 НК РФ, тогда как регламент рассмотрения претензии органами налоговой службы высшей инстанции указан в ст. 140 и 141 НК РФ. Данный регламент четко выделяет перечень жалоб, подлежащих рассмотрению в досудебном порядке. К ним относятся претензии плательщиков налогов относительно несогласия с притягиванием к ответственности за нарушения законодательства об использовании кассовых аппаратов и процедуре работы с наличными денежными средствами, законодательства в сфере производства и сбыта алкогольной и табачной продукции, жалобы на решения фискальной службы ненормативного плана, их деятельность либо ее отсутствие. Сюда же включаются жалобы физических лиц, являющихся должностными лицами предприятий, на притягивание к административной ответственности в связи с соответствующим притягиванием к ответственности за совершения налогового нарушения самого предприятия.