По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 174:159.942

Юмор руководителя как эффективный инструмент воздействия на подчиненных

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, директор института экономики и менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28, e-mail: disser@bk.ru
Разумова Дарья Сергеевна студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 440028, г. Пенза, ул. Г. Титова, 28, e-mail: razumooova@bk.ru

В статье приводятся результаты мониторинга руководителей фирм об использовании ими юмора в работе с подчиненными, анализируются типичные ошибки, допускаемые руководителями, даются конкретные рекомендации по использованию различных форм юмора как инструмента воздействия на подчиненных.

Литература:

1. Касьян А.К., Романова А.В. Англоязычный деловой юмор // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 1. – С. 157–160.

2. Резник С.Д. Ученые шутят: сборник изречений, афоризмов, юмористических историй. – Пенза: ПГУАС, 2014. – С. 202.

3. Буенок А.Г. Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности // Сибирский психологический журнал. – 2012. – № 45. – С. 60 –64.

4. Буенок А.Г., Березовская Р.А. Стилевые и эмоциональные особенности юмора как фактор профессионального здоровья менеджеров. – СПб.: СПбГУ, 2014. – С. 215.

5. Щербаков Б. Топ-менеджер: как построить карьеру в международной корпорации. – Электрон. текстовые данные. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С. 200 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/41456. – ЭБС «IPRbooks».

6. Ульянова Ю.И. Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора // Армия и общество. – 2011. – № 3(27). – С. 21–27, № 4. – С. 21–25.

7. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 2011.

8. Даль В.И. // Википедия, свободная энциклопедия. – Электрон. дан. – Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

9. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. — М., 2012.

10. Шаховский В.И. Девкин В.Д. О юморе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10. – С. 197–200.

11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

12. Иванова Е.М., Митина О.В., Зайцева А.С., Стефаненко Е.А., Еникопов С.Н. Русскоязычная адаптация опросника стилей юмора Р. Мартина // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. – № 2. – С. 71–85.

13. Анисимов Д. [и др.] Пятничный менеджер. О менеджерах в шутку и всерьез]: лучшие материалы Сообщества менеджеров E-xecutive. Сборник статей. – Электрон. текстовые данные. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – С. 110 [Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39377. – ЭБС «IPRbooks».

14. Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А. Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. – 2012. – № 2(4). – С. 73–77.

Интересным феноменом общения руководителя с подчиненными является юмор. Кажется, ничего легкомысленнее не придумать. Однако всегда сильные мира сего боялись юмора. Следовали запреты, наказания, а то и казни. Любителям пошутить быстро становилось не до смеха. Но смех изначально присущ человеку, и это нечто такое, что можно развивать, – считает американец Уилл Роджерс [1]. Для этого надо общаться с веселыми, жизнерадостными людьми: хорошее настроение заразительно и легко передается окружающим. Большое значение юмору и оптимизму придают многие ученые, врачи, практики менеджмента.

Человеку ведь всегда было свойственно радоваться жизни. Умение смеяться и смешить других – неотъемлемое качество любого, кто хочет быть счастливым и жить полноценной жизнью. Развитие чувства юмора необходимо каждому человеку. Люди, обладающие чувством юмора, более приятны в общении, нежели угрюмые и серьезные, у них больше друзей и они легче справляются с житейскими проблемами.

Смех действует благотворно на организм человека. Улыбаясь, смеясь, хохоча, человек, сам того не подозревая, укрепляет свою нервную систему, снимет напряжение, повышает работоспособность.

Исследования Американского Колледжа кардиологии во Флориде показали, что психологические факторы ощутимо воздействуют на здоровье человека. Ежедневные дозы смеха оказывают такой же психологический эффект для сердца, как и физические упражнения, в то время как депрессия может увеличить риск сердечной недостаточности. Польза от хорошего юмора и смеха была названа «внутренним бегом трусцой», так как смех представляет некий вид аэробной тренировки, стимулирующей сердечно-сосудистую систему [2].

Благодаря смеху очень серьезные и неразрешимые, на первый взгляд, проблемы представляются не такими уж страшными, плохое настроение исчезает само по себе, депрессия прекращается и на горизонте вновь появляется надежда.

Для того чтобы улучшить наше эмоциональное и физическое состояние, психологи всего мира настоятельно советуют больше шутить. Понятно, что просто так из себя смех не «выдавишь», в особенности в тех случаях, когда кажется, что хуже уже и быть не может.

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Разумова Дарья Сергеевна, Юмор руководителя как эффективный инструмент воздействия на подчиненных. Кадровик. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: