Несмотря на успехи в различных сферах развития народно-хозяйственного комплекса Российской Федерации, обусловленные в том числе результатами работы ученых, экс-президент РАН Александр Михайлович Сергеев в беседе с корреспондентами различных структур отметил, что одной из главных проблем, которые так и не получилось разрешить за последний пятилетний период в различных отраслях народно-хозяйственного комплекса России, — это то, что наука так и ни стала производительной силой экономики нашей страны, а качество образования в большинстве вузов РФ находится на недостаточном уровне.
Безусловно, задача как фундаментальной, так и прикладной науки заключается в конечном результате эффективности научного обеспечения развития АПК РФ. Что для этого необходимо? Об этом писал академик АН СССР А. Н. Бах [1]: «Наука как комплекс систематизированных знаний должна исходить только из потребностей производства и развиваться в тесной и непрерывной связи с производством». Думаем, никто из ученых и практиков не будет подвергать сомнению значение этих глубоких и в то же время простых мыслей академика А. Н. Баха. Любое научное исследование как фундаментального, так и прикладного характера всегда направлено на получение того или иного результата, необходимого в определенной отрасли нашей страны. Эту мысль часто высказывает на многих форумах и беседах президент РАН Г. Я. Красников. Важно быстро и своевременно претворять результаты этих научных изысканий в производство, в противном случае мы со своими разработками можем оказаться позади всех.
М.В. Келдыш [1] писал: «Сегодня при реализации научных разработок в производство впереди может оказаться не та страна, которая первой сделала научное открытие, а та, которая смогла лучше организовать ее быстрейшее использование на практике». Несмотря на то что эти слова в объемном плане относятся к функции государства, без смелой, целенаправленной деятельности каждого ученого, работающего над решением той или иной научной проблемы, добиться положительных результатов будет невозможно. В нашей стране немало научных разработок остаются не задействованными на производстве. Экс-депутат Госдумы РФ, вице-президент, академик РАН Ж. И. Алферов [2] по этому поводу писал: «Проблема отечественной науки даже не в проблеме ее финансирования, а в проблеме невостребованности ее результатов экономикой и обществом». Часто это связано также со слабой активностью самих ученых, работающих над решением важнейших задач научного обеспечения и публикующих в различных научных источниках очень интересные и значимые результаты. Почему это происходит? Одна из причин такого состояния неиспользования научных изысканий на практике, по мнению академика АН СССР А. Б.Мигдала [1]: «Сколько замечательных и важных работ были оставлены не завершенными на полпути из-за неприменения их на производстве». Многие ученые ссылаются на то, что они активно публикуют результаты своих исследований в различных научных журналах и популяризируют их как на региональных, так и на всероссийских научно-производственных конференциях. Казалось бы, что еще необходимо, чтобы результаты научных исследований нашли применение на производстве? Оказывается, эта глобальная проблема связана также с тем, что практики не читают и не слушают, о чем говорят и пишут ученые, а если читают и слушают, то, по-видимому, не воспринимают читаемое и услышанное. Здесь уместно привести высказывание ученого и педагога К.Д. Ушинского [3]: «Читать и слушать — это еще не все, а вот как воспринимать и применять читаемое и услышанное, вот что самое главное». Очевидно, прав академик К.Д. Ушинский, так как мы видим, что многие научные разработки остаются невостребованными на производстве. С другой стороны, практически каждая научно-производственная конференция, цель которой — донести до слушателя новые результаты исследований, проходит без практического участия производственников, а если они и присутствуют, то лишь для того, чтобы поприветствовать своих коллег, а что говорят ученые, ими не воспринимается. Древнегреческий философ Г. Эфесский [3] по этому поводу писал так: «Те кто, слушая, не понимают, подобны глухим. Им свойственно изречение, присутствуя, они отсутствуют». С чем связана такая ситуация? Одним из факторов является отсутствие спроса со стороны вышестоящих структур на эффективность внедрения научных разработок в производство. Если бы в каждой области, крае или районе губернаторы или главы администраций проявили интерес к эффективности внедрения научных исследований в производство той или иной отрасли АПК, мы нашли бы пути решения этого злободневного вопроса. Но, к глубокому сожалению, такого интереса практически не отмечается ни на одном уровне власти. В то же время окончательный экономический эффект востребованности результатов научных исследований будет определяться уровнем профессионализма как руководителя хозяйства, так и каждого специалиста, работающего в той или иной отрасли. Поэтому наряду с проблемой внедрения НИР в производство во главу угла необходимо ставить качество образования, уровень которого, к сожалению, в настоящий период не соответствует требованиям, а подготовка кадров АПК нашей страны оставляет желать лучшего.