Давайте попробуем разобраться в этом более чем запутанном деле и поговорим о чаевых.
Северная Америка — единственное место, где нормой является сумма чаевых в размере 18–20% от чека. В Европе многие рестораны включают плату за обслуживание в общий счет, обычно не более 15%. В Австралии принято оставлять чаевые в основном в респектабельных заведениях — примерно 10%. В отдельных азиатских странах, вроде Японии и Китая, оставлять чаевые традиционно считается невежливым и даже грубым, хотя говорить подобное о современном Китае уже не приходится.
Technomic, консалтинговая компания пищевой промышленности, опубликовала исследование по интересующему нас вопросу о чаевых. Компания опросила клиентов ресторанов о размерах чаевых и обнаружила, что в ресторанах с полным спектром услуг с сидящими местами клиенты оставляют следующие чаевые:
- 1% опрошенных не оставляют чаевых;
- 16% 10% или менее;
- 26% 11–15%;
- 44% 16–20%;
- 13% 21% и более.
В ресторанах быстрого питания респонденты склонны давать чаевые в меньших размерах либо вообще их не давать:
- 32% не оставляют чаевых;
- 16% 10% или менее;
- 26% 11–15%;
- 24% 16–20%;
- 9% 21% и более.
В буфетах и кафетериях почти половина посетителей оставляют на чай 10% или меньше, если вообще оставляют:
- 21% не оставляют чаевых;
- 27% 10% или менее;
- 14% 11–15%;
- 12% 16–20%;
- 4% 21% и более.
В фастфуд-ресторанах 81% опрошенных посетителей заявили, что они не оставляют чаевых.
В ходе исследования у рестораторов выяснили, каковы шансы пополнить копилку с чаевыми. Из того же отчета Technomic:
- 16% опрошенных очень вероятно;
- 31% скорее всего;
- 23% ни вероятно, ни маловероятно;
- 15% не очень вероятно;
- 15% маловероятно.
В российском законодательстве нет регламента относительно чаевых. А вот министерство труда США относит к получающим чаевые тех сотрудников, кто регулярно взаимодействует с клиентами и получает чаевыми более 30 долларов в месяц. К этой категории относятся бармены, официанты и различные сервисные работники — так называемый авангард сферы обслуживания.