По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Всё, что вы хотели знать о чаевых, но боялись спросить

Ключевые слова:

Чаевые кажутся простой сделкой между двумя сторонами. Вы приходите в ресторан и заказываете еду, вы оцениваете обслуживание персонала и успехи повара. В знак благодарности вы можете добровольно оставить деньги сверх той суммы, что указана в счете, тем самым выказывая благодарность за выполненную работу. На деле всё гораздо сложнее. Ваши чаевые стали источником долгих и мучительных дебатов, классовой борьбы между рестораторами и клиентами, федеральных законов, судебных процессов и дезинформации.

Давайте попробуем разобраться в этом более чем запутанном деле и поговорим о чаевых.

Северная Америка  — единственное место, где нормой является сумма чаевых в  размере 18–20% от  чека. В  Европе многие рестораны включают плату за  обслуживание в  общий счет, обычно не  более 15%. В  Австралии принято оставлять чаевые в  основном в  респектабельных заведениях — примерно 10%. В  отдельных азиатских странах, вроде Японии и  Китая, оставлять чаевые традиционно считается невежливым и  даже грубым, хотя говорить подобное о  современном Китае уже не  приходится.

Technomic, консалтинговая компания пищевой промышленности, опубликовала исследование по интересующему нас вопросу о  чаевых. Компания опросила клиентов ресторанов о  размерах чаевых и  обнаружила, что в  ресторанах с  полным спектром услуг с  сидящими местами клиенты оставляют следующие чаевые:

  • 1% опрошенных не оставляют чаевых;
  • 16%  10% или менее;
  • 26%  11–15%;
  • 44%  16–20%;
  • 13%  21% и более.

В ресторанах быстрого питания респонденты склонны давать чаевые в  меньших размерах либо вообще их не давать:

  • 32% не оставляют чаевых;
  • 16%  10% или менее;
  • 26%  11–15%;
  • 24%  16–20%;
  • 9%  21% и более.

В буфетах и  кафетериях почти половина посетителей оставляют на  чай 10% или меньше, если вообще оставляют:

  • 21% не  оставляют чаевых;
  • 27%  10% или менее;
  • 14%  11–15%;
  • 12%  16–20%;
  • 4%  21% и более.

В фастфуд-ресторанах 81% опрошенных посетителей заявили, что они не оставляют чаевых.

В ходе исследования у рестораторов выяснили, каковы шансы пополнить копилку с чаевыми. Из того же отчета Technomic:

  • 16% опрошенных  очень вероятно;
  • 31%  скорее всего;
  • 23%  ни  вероятно, ни маловероятно;
  • 15%  не очень вероятно;
  • 15%  маловероятно.

В российском законодательстве нет регламента относительно чаевых. А  вот министерство труда США относит к  получающим чаевые тех сотрудников, кто регулярно взаимодействует с  клиентами и  получает чаевыми более 30  долларов в  месяц. К  этой категории относятся бармены, официанты и  различные сервисные работники  — так называемый авангард сферы обслуживания.

Для Цитирования:
Всё, что вы хотели знать о чаевых, но боялись спросить. Современный ресторан. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: