По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Возможен ли отказ в приеме на работу по мотивам несоответствия качеств соискателя корпоративным ценностям? Правовой аспект

Васильева Ксения Валерьевна канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Московский университет им. С. Ю. Витте 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, д. 12, стр. 1, E-mail: ksenia.vassilieva@gmail.com

Даже если ваше предприятие соблюдает трудовое законодательство, в коллективе работников могут возникнуть проблемы, снижающие производительность компании и негативно влияющие на ее репутацию. Это нередко происходит потому, что по убеждениям, характеру, поведению и другим личностным характеристикам один из работников не соответствует принятым в компании ценностям. Можно ли изначально не принимать таких кандидатов на работу? Каковы правовые аспекты этой проблемы?

Литература:

1. Саттон Роберт. Не работайте с м… И что делать, если они вокруг вас / Пер. с англ. К. Будникова, Л. Сумм. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.

2. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

3. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2004.

В последнее десятилетие гражданское право России претерпело значительные изменения, подвергнувшись выраженному влиянию англо-американской системы права. В частности, с 2014 г. в российском праве легализовано понятие корпорации. Корпорацией признается как коммерческая, так и некоммерческая организация, учредители (участники) которой связаны между собой отношениями членства, то есть юридически наделены полномочиями самостоятельного формирования органов управления своей организацией. Большинство коммерческих и значительная часть некоммерческих юридических лиц являются корпорациями.

Управление корпорациями отличается также тем, что в формировании внутренних нормативных актов они имеют значительную степень свободы. Эта свобода ограничена только императивными нормами законодательства. Вследствие такой широкой свободы корпорации получили возможность формирования определенных ценностей, на которых строится вся система внутреннего управления. Появилась даже специальная научная школа в теории менеджмента — «Управление по ценностям» (англ. management by values). Несмотря на то что в качестве научного направления «Управление по ценностям сформировалось» за рубежом, ряд исследователей отмечают, что многие российские организации еще в XIX в. можно было признать следующими доктрине ценностного управления. Так, в качестве примера эксперты называют знаменитый «пушкинский» Царскосельский лицей, руководство которого сформулировало цель существования этой образовательной организации как формирование у современных эпохе молодых россиян ценностей свободы и разума, чтобы изменить жизнь в Отечестве.

Итак, в современном мире корпорация, придерживающаяся идеи управления, основанного на ценностях, прежде всего должна сформулировать сами эти ценности. Как правило, корпоративные ценности прежде всего находят отражение в основной стратегической цели, отражающей смысл существования компании — ее миссии. Рассмотрим для примера миссию одного из крупнейших российских операторов сотовой связи — ПАО «Вымпелком» (знак обслуживания «БиЛайн»): «Мы помогаем людям получать радость от общения, чувствовать себя свободными во времени и пространстве».

Для Цитирования:
Васильева Ксения Валерьевна, Возможен ли отказ в приеме на работу по мотивам несоответствия качеств соискателя корпоративным ценностям? Правовой аспект. Кадровик. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: