В литературе сегодня сложились следующие принципиальные моменты относительно определения оснований для дисциплинарной ответственности государственных служащих, включая служащих таможенных органов.
Прежде всего, основание рассматривается в виде существенного признака для применения дисциплинарной ответственности как вида юридической ответственности. Почти всеми авторами фактическим основанием дисциплинарной ответственности признается дисциплинарный проступок [1–7], однако его сущность понимается различным образом. Мы полагаем верным прозвучавшее в науке мнение о необходимости отражения в понятии дисциплинарного проступка трех моментов: нарушения в его результате дисциплины труда (как форма причиненного вреда); противоправность действия (бездействия) (объективная сторона) и виновность правонарушителя (субъекта) как признак субъективной стороны.
Дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения, а возникающая вследствие его совершения дисциплинарная ответственность — юридической ответственности.
Вместе с тем, как представляется, дисциплинарные проступки государственных служащих, в том числе служащих таможенных органов, имеют более сложную трудовую и административно-правовую (служебную) природу.
Например, Е. В. Климкина указывает, что по своей сути дисциплинарный проступок заключается в нарушении требований, определенных исходя из задач органа, целей его формирования и составляющих для служащего модель должного, правомерного поведения [8].
Авторы отмечают, что отсутствие в действующем служебном законодательстве единого понимания дисциплинарного проступка как основания дисциплинарной ответственности государственных служащих обусловило необходимость поиска фактических оснований дисциплинарной ответственности государственных служащих. Анализируя нормы служебного законодательства, регламентирующего вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих, исследователи соотносят определение дисциплинарного проступка гражданских служащих с определением дисциплинарного проступка по трудовому праву; выявляют особенности и недостатки нормативного закрепления оснований дисциплинарной ответственности гражданских служащих, военнослужащих и служащих правоохранительной службы и предлагают собственное определение основания привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих, которое должно быть унифицировано в служебном праве [9].