Заметное место в отраслевых соглашениях и иных актах социального партнерства разного уровня уделяется вопросам обеспечения занятости работников. В настоящей статье речь пойдет о нормах по занятости, содержащихся в социально-партнерских соглашениях федерального уровня, заключенных в 2018–2019 гг. и распространяющих свое действие на 2019 и последующие годы.
Нами было исследовано 9 заключенных в указанный период отраслевых тарифных соглашений, а также целый ряд продленных на 2019 г. и последующие годы заключенных ранее отраслевых соглашений, с внесением изменений и дополнений в текст действующего соглашения или без такового. Однако эти акты социального партнерства не затронули вопросов занятости, несмотря на очевидную потребность установления дополнительных гарантий для предпенсионеров.
Содействию занятости в каждом документе посвящены отдельные разделы.
Так, в разделе 4 Отраслевого соглашения в системе МЧС от 29.01.2019 на 2019 г. [1], разделе 5 Федерального отраслевого соглашения в лифтовой отрасли от 18.10.2018 на 2019–2021 гг. [2], разделе 7 Отраслевого тарифного соглашения в нефтеперерабатывающей промышленности от 25.07.2018 на 2019 –2021 гг. [3] и в разделе 7 Отраслевого тарифного соглашения по химической промышленности от 25.07.2018 на 2019–2021 гг. [4] такие разделы названы соответственно «Содействие занятости», «Занятость», «Занятость работников».
В ряде соглашений речь идет уже не только о содействии занятости, но и о развитии кадрового потенциала в организациях отрасли.
В ряде соглашений речь идет уже не только о содействии занятости, но и о развитии кадрового потенциала в организациях отрасли.
Имеются в виду, в частности, разделы 7 и 8 Межрегионального соглашения по алмазно-бриллиантовому комплексу от 21.02.2019 на 2019–2021 гг. [5], раздел 3 Межрегионального соглашения в медно-никелевой промышленности от 22.01.2019 на 2019–2022 гг. [6], раздел 4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике от 21.12.2018 на 2019–2021 гг. [7].