В первую очередь для практического рассмотрения планирования себестоимости гостиничного продукта необходимо разобрать определение данного понятия, чтобы установить, что именно представляет собой предлагаемый продукт.
В интересах удовлетворения нужд и потребностей клиентов на рынке представлен гостиничный продукт, который является результатом деятельности гостиничного предприятия. Как мне кажется, найти разницу между товаром или услугой гостиничного предприятия будет затруднительно. В любой гостинице предлагаемый товар сплошь и рядом сопровождается разнообразными услугами, и их совокупность принято считать гостиничным продуктом.
Подробно изучив различные определения понятия продукта, товара и услуги, я пришла к выводу, что к услуге можно отнести тот продукт, у которого больше половины его ценности приходится на сервисные составляющие. То есть предполагает взаимодействие исполнителя и потребителя, или в некоторых случаях личную деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей клиента1.
Гостиничный продукт имеет свою структуру (рис. 1). Как правило, базовые услуги предоставляются в рамках оплаты за размещение в гостинице и включают в себя непосредственно размещение и иногда включенный в стоимость проживания завтрак, что зависит от тарифа, а также индивидуализация предоставления услуги. Например, побудка или доставка свежей корреспонденции в номер, пользование бизнес-центром и т. д. Сервисы 1-го контура могут быть предложены потребителям как на платной, так и бесплатной основе, в зависимости от концепции гостиницы. В основном к таким сервисам относят доступ в интернет, сейфовые ячейки, услуги багажной комнаты и др. Сервисы 2-го контура практически всегда предоставляются за дополнительную плату. Такие услуги принято называть дополнительными. Различные гостиницы предоставляют совершенно разный спектр дополнительных услуг. Здесь нет определенного перечня, поскольку предоставление дополнительных услуг в каждой гостинице разрабатывается индивидуально. Однако самыми распространенными являются такие дополнительные услуги, как служба питания, обслуживание в номерах, экскурсионные услуги, услуги переводчика, аренда конференц-залов и обслуживание банкетов, продажа сувениров и мн. др.