По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внутренний туризм России: основные виды и особенности

Деньга В.И. магистрант, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, e-mail: denga.veronika@mail.ru

Сложившаяся эпидемиологическая ситуация значительно поменяла планы и взгляды многих людей на путешествия. Выехать за рубеж стало сложнее, и многие путешественники решили не рисковать выезжать из страны в связи с ответственным отношением к своему здоровью и здоровью своих близких людей. Несмотря на это, путешествия не прекратились, так как люди стали передвигаться внутри России и открывать для себя большое количество ранее неизвестных и неизведанных им мест. Этому способствовали развитие многих видов туризма и система лояльности в виде кешбэка.

Литература:

1. Абабков, Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И. Г.Филиппова; под ред. Е. И. Богданова. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 214 с.

2. Академия бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://academyopen.ru/ journal/522.

3. Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atorus. ru.

4. Блог партнерской сети Travelpayouts [Электронный ресурс]. — URL: https://blog. travelpayouts.com/tpas2021-ator/.

5. Ивлиева, О.В. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие / О.В. Ивлиева; Южный федеральный университет. — Р-н/Д; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 86 с.

6. Истомина, Э.Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России: учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина; Рос. гос. гуманитарный ун-т.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2019. — 288 с.

7. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — URL: https:// tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/.

8. Шубаева, В.Г. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для вузов / В. Г. Шубаева, И.О. Сердобольская.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2021. — 120с.

1. Ababkov, Yu.N. Marketing in tourism: textbook. Yu.N. Ababkov, M.Yu. Ababkova, I.G. Filippova; ed. E. I. Bogdanova. Moscow: INFRA-M, 2020. 214 p.

2. Academy of Business. Available at: https://academyopen.ru/journal/522 (accessed: 26.02.2022).

3. Association of tour operators. Available at: https://www.atorus.ru (accessed: 26.02.2022).

4. Travelpayouts affiliate network blog. Available at: https://blog.travelpayouts.com/ tpas2021-ator/ (accessed: 26.02.2022).

5. Ivlieva, O.V. Theory and practice of ecological tourism: study guide. O.V. Ivliev; South Federal University. Rostov-on-Don; Taganrog: Southern Federal University Press, 2020. 86p.

6. Istomina, E.G. Domestic tourism and tourist resources of Russia: textbook. E.G. Istomina, M.G. Grishunkina; Ros. State. Humanitarian university. 2nd ed., rev. and extra. Moscow: Ros. State. Humanitarian University, 2019. 288 p.

7. Federal Agency for Tourism. Available at: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/ statistics/ (accessed: 26.02.2022).

8. Shubaeva, V.G. Marketing in the tourism industry: textbook and workshop for universities. V.G. Shubaeva, I.O. Serdobolskaya. 2nd ed., rev. and extra. Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. 120 p.

ВВЕДЕНИЕ

Сложившаяся ситуация в связи с COVID-19 оказала существенное влияние на многие сферы человеческой жизни, в частности на отношения людей к путешествиям. Многие путешественники, не желая рисковать своим здоровьем и здоровьем окружающих, отказались от поездок за границу и предпочли путешествовать по стране и открывать красоты российских городов. Особым спросом стал пользоваться частный сектор, где владельцы сдают свое собственное жилье в аренду.

В начале 2020 г. в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией казалось, что в ближайшее время путешествия не будут пользоваться большим спросом и не будет желающих путешествовать, но, несмотря на это, ситуация обстояла неплохо, во многом благодаря развитию внутреннего туризма. Также действующая программа кешбэка во многом стимулировала отдыхающих путешествовать по стране.

Россия занимает третье место после Китая и США по внутреннему туризму, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта. Это означает, что путешествия внутри страны являются востребованными и пользуются популярностью.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной работы явилось изучение спроса на внутренний туризм и рассмотрение наиболее развитых видов туризма. Алгоритм исследования включил следующие этапы:

1. Сбор и обработка собранной информации.

2. Изучение наиболее популярных видов туризма в 2021 г.

3. Составление сравнительных таблиц по различным видам туризма.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В 2021 г. большой популярностью стали пользоваться самостоятельные путешествия людей, этому способствовало отсутствие языковых барьеров. Большим спросом среди путешественников стал пользоваться частный сектор и различные приложения по выбору жилья, в которых можно быстро и удобно забронировать любой вариант размещения. Это помогло переключить внимание с дорогих, фешенебельных отелей на бюджетные средства размещения в незнакомом городе [8, с. 31].

Наиболее интенсивно спрос на самостоятельные путешествия вырос в Москве, где туристы стали арендовать квартиры почти в два раза чаще. Также россияне предпочли отдыхать за пределами больших городов, спрос на аренду загородного жилья увеличился на 29 %.

Важными критериями при выборе квартир или загородных домов для краткосрочной аренды стали бесперебойная работа Wi-Fi и наличие комфортабельного рабочего места, это связано с такой новой тенденцией, как workation (work — «работа», vacation— «отпуск») — термин, означающий отдых, который совмещен с работой [2]. Workation предполагает смену обстановки, когда привычная работа проходит не дома, а в другом непривычном месте, например, с видом на море или на лесную опушку. Главной целью такого отдыха становится смена обстановки и выход за пределы «четырех стен». Арендуя на несколько дней квартиры или домики в пригороде, работники не выпадают из рабочего процесса, а смена обстановки дает им новые незабываемые впечатления и стимул для дальнейшей работы.

Одной из тенденций 2021 г. стал рост популярности экотуризма. Экотуризм — единственное направление в индустрии туризма, целью которого является сохранение главного ресурса — естественной природной среды и ее отдельных компонентов. Часть путешественников отдали предпочтение активному виду отдыха и экстремальному туризму, другие выбрали более развитую инфраструктуру глэмпингов. Глэмпинги — это разновидность кемпингов, в которых отдых на природе сочетается с гостиничным сервисом и комфортом [3].

В 2022 г. ожидается рост числа поездок внутри России. По прогнозам, заинтересованность россиян во внутреннем туризме возрастет на 15%, причем касается это как отдыха в гостиницах, так и самостоятельных путешествий с краткосрочной арендой жилья. А одним из самых популярных видов туристского транспорта станут автомобили [2].

По результатам совместного исследования Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга и Аналитического центра НАФИ 73 % россиян хотели бы отправиться в автопутешествие по стране, так как это возможность провести время со своей семьей, друзьями, близкими в любом регионе страны [6, с. 50].

Составлено автором на основе [5].

Составлено автором на основе [4]

Во многом развитию внутреннего туризма способствует программа кешбэка. Оплачивая поездки по России картой «Мир», путешествующие смогут получить 20% от стоимости поездки. Программа кешбэка действовала в предыдущие года и реализуется с 18 января по 30 апреля 2022г., максимальная сумма кешбэка за одну поездку составляет 20 тыс. рублей. Для получения кешбэка перед оплатой просто нужно зарегистрировать карту «Мир» в программе лояльности платежной системы «Мир» [3].

Составлено автором на основе [7].

Еще одной тенденцией в связи с развитием внутреннего туризма стал сельский туризм. С 1 января 2022 г. в России в силу вступил Закон о развитии сельского туризма. Сейчас современных путешественников, уставших от суеты в мегаполисах, привлекают малые города и небольшие деревни для отдыха. В таких отдаленных уголках гостиниц нет, и отдыхающие снимают жилье у местных жителей в частном секторе. Такие путешественники приобщаются к природе, традиционному укладу жизни местных жителей. Некоторые регионы страны освоили агротуризм и приглашают горожан присоединиться к различным деревенским видам активности — сбору винограда или разведению рыбы [4, с.70]. Основным достоинством такого отдыха является единение с природой, возможность почувствовать себя местным жителем. От объектов размещения потребуется соответствие формату — проживание в сельских домиках, сохранивших аутентичность деревенской атмосферы. Успехов в этой сфере добиваются предприниматели, предлагающие сельскую самобытность в комплекте с развитой инфраструктурой [4, с. 70].

Составлено автором по [1].

ВЫВОДЫ

Спрос на внутреннем туристском рынке стимулировался фактором закрытых границ, а также программой кешбэка. Динамика прироста внутреннего организованного турпотока относительно 2020 г., по данным АТОР, в 2021 г. оценивается в плюс 30%. Доля организованного туризма в общем потоке внутренних туристов в 2021 г. выросла еще на 3% по сравнению с 2019 г. и составляет 23%.

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на все сферы жизни людей, и туристическая сфера не стала исключением, но, несмотря на это, путешествия внутри страны являются доступными и пользуются популярностью, что оказывает положительное влияние на развитие экономики страны.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The author declares no conflicts of interests.

Язык статьи:
Действия с выбранными: