По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.013

Внедрение игровых технологий в практику управления персоналом: возможности и ограничения

Миронова Елена Рубеновна канд. психолог. наук, доцент кафедры управления персоналом и организационной психологии, Кубанский государственный университет 350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149
Черных Елизавета Сергеевна студент направления подготовки управления персоналом, Кубанский государственный университет 350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

Статья посвящена анализу практики применения игровых технологий в системе управления персоналом современных организаций. В теоретической части статьи проанализированы исторические аспекты возникновения и применения термина «геймификация», представлен обзор наиболее распространенных современных игровых технологий. В эмпирической части исследования приводятся результаты опроса экспертов в области управления персоналом с помощью специально разработанной анкеты. На основе результатов опроса авторы анализируют основные подходы к пониманию современными «HR-ами» сущности игровых технологий, фактический опыт их применения в работе с персоналом. Отмечено, что в настоящее время имеют место различия в понимании HR-специалистами сущности геймификации, различия в представлении о возможностях игровых технологий при реализации современных функций по управлению персоналом, разная степень готовности самих «HR-ов» к подобным изменениям. Авторы статьи анализируют мнение экспертов относительно возможностей и ограничений применения игровых технологий в практике работы с персоналом, обобщают предложенные экспертами пути минимизации возможных препятствий при внедрении.

Литература:

1. Долгирева А. Э. Геймификация как средство управления персоналом в сфере ресторанного бизнеса / А. Э. Долгирева, В. А. Долгирев // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2023. — № 3 (39). — С. 20–24.

2. Латыпова Л. Д. История развития игровых технологий / Л. Д. Латыпова// Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: XX Международная научно-практическая конференция: сборник статей, Белгород, 20 мая 2019 г. — Белгород: ГиК, 2019. — С. 62–65.

3. Турчин Г. Д. Золотое правило дидактики Я. А. Коменского // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2010. — № 3. — С. 109–111.

4. Скрябина Т. О. Педагогические взгляды Джона Локка / Т. О. Скрябина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2020. — №3 (28). — С. 133–136.

5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: Сфера, 2001. — 512 с. ISBN 5-89144-142-Х.

6. Кальней В. А. Тенденции развития игровых технологий в профессиональной подготовке специалистов СПО / В. А. Кальней, Е. Н. Милёшкина // Агроинженерия.— 2014. — № 1. — С. 124–126.

7. Орлова О. В. Геймификация как способ организации обучения / О. В. Орлова, В. Н. Титова // Вестник Томского государственного педагогического университета.— 2015. — № 9. — С. 60–64.

8. Муравская С. А. Геймификация: подходы к определению и основные направления исследований в менеджменте / С. А. Муравская, М. М. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2019. — № 18 (4). — С. 510–530.

9. Прокопьев А. В. Современные методы обучения персонала в организации и их влияние на развитие человеческого потенциала / А. В. Прокопьев, Т. Н. Чернышова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 4-2. — С. 236–243.

10. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения / В. В. Бургат // СТЭЖ. — 2014. — № 1 (19). — С. 48–50.

11. Рзаева А. Р. К. Подходы к выбору методов обучения персонала в организациях сферы торговли // Социология. — 2023. — № 4. — С. 197–202.

12. Авшалумов С. С. Тренинг лидерства в системе управления персоналом организации // Теория и практика общественного развития. — 2024. — № 5. — С. 96–101.

13. Тюленева А. И. Использование игровых технологий в обучении персонала компании / А. И. Тюленева, М. А. Коробкина; под общ. ред. Л. А. Демидовой, Т. А. Куткович. // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования: Сборник научных трудов. — Новороссийск: Новороссийский институт (филиал) АНО ВО МГЭУ, 2019. — Вып. 4. — С. 116–120.

14. Колесникова А. К. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет / О. В. Пшеничная, Е. В. Чернова // Концепт. — 2020. — № 6. — С. 42–56.

15. Академик. Электронный словарь // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — URL: https://translate.academic.ru/simulator/en/ru/2/ (дата обращения: 19.01.2024).

16. Деловая игра как метод обучения: разбираем на примерах // Бизнессекреты от банка Тинькофф [Электронный ресурс]. — URL: https://secrets.tinkoff.ru/ biznes-s-nulya/delovaya-igra/ (дата обращения: 19.01.2024).

17. Nordin Forsberg B., Lundström A., Gulliksen J. VR for HR–A case study of human resource development professionals using virtual reality for social skills training in the workplace // IFIP Conference on Human-Computer Interaction. — Cham: Springer Nature Switzerland, 2023. — С. 231–251.

18. Мучин П. В. Деловая игра, бизнес-тренинг, бизнес-симуляция или проектное обучение? / П. В. Мучин, М. П. Мучин // Актуальные вопросы образования. — 2021. — № 3. — С. 91–95.

Современный мир стремительно меняется под воздействием научнотехнического прогресса. Изменения затрагивают различные стороны и аспекты жизни. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды организациям необходимо постоянно меняться и совершенствоваться для сохранения своей конкурентоспособности. Одной из сфер деятельности современных компаний, где современные технологии приобретают все большее значение, играют все более значимую роль, является система управления персоналом. Появление и развитие новейших технологий требует от компаний постоянного обновления своих подходов к управлению персоналом. Внедрение современных технологий необходимо для оперативной оптимизации текущих процессов в компании, улучшения внутренних коммуникаций, повышения качества и эффективности управления человеческими ресурсами.

В современных организациях в качестве инструментов управления персоналом все чаще используются игровые подходы, методы и технологии (геймификация). Геймификация — это внедрение в рутинные процессы игрового элемента таким образом, чтобы обыденная деятельность скрылась за элементами игровой механики [1]. Игровые методы отличают возможность проявления творческого потенциала, эмоциональная окрашенность, возможность предлагать нестандартные решения, отсутствие жесткого контроля, низкая степень формализации игровой ситуации. Геймификация позволяет повысить вовлеченность и мотивацию персонала, эффективность обучения, оценки и адаптации персонала.

Цель данного исследования— на основе мнения экспертов проанализировать возможности и ограничения применения игровых технологий в практике управления персоналом современных организаций, сформулировать возможные направления минимизации ограничений их применения.

Геймификация — это внедрение в рутинные процессы игрового элемента таким образом, чтобы обыденная деятельность скрылась за элементами игровой механики.

Об играх как о методе обучения начали говорить еще в Древней Греции. В своем произведении «Государство» великий древнегреческий философ Платон утверждал, что детей нужно учить наукам «не насильно, а играючи». Он считал, что таким образом можно было выявить склонности каждого ребенка к определенным областям знаний. В Западной Европе в эпоху Возрождения Т. Кампанелла, Т. Мор и Ф.Рабле пропагандировали принцип игрового обучения, который заключался в том, что учащиеся во время игр овладевали основами наук [2]. В XV–XVII веках Я. А. Коменский, великий чешский педагог, призывал все школы превратить в места игр, полагая, что с помощью детской игры учитель может сделать обучение легким, разумным и прочным, доводя своих учеников «до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [3]. Сторонником игрового метода обучения был выдающийся философ и просветитель Дж. Локк, который утверждал, что «учеба должна сочетаться с игрой, которая возбуждает у детей интерес и желание учиться» [4]. В середине XVIII веке Ж.Ж. Руссо развил идею о том, что с помощью игры можно обучать детей. Он считал важным учитывать во время обучения возрастные особенности и игровые интересы [5].

Для Цитирования:
Миронова Елена Рубеновна, Черных Елизавета Сергеевна, Внедрение игровых технологий в практику управления персоналом: возможности и ограничения. Кадровик. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: