Современный мир стремительно меняется под воздействием научнотехнического прогресса. Изменения затрагивают различные стороны и аспекты жизни. В условиях постоянно изменяющейся внешней среды организациям необходимо постоянно меняться и совершенствоваться для сохранения своей конкурентоспособности. Одной из сфер деятельности современных компаний, где современные технологии приобретают все большее значение, играют все более значимую роль, является система управления персоналом. Появление и развитие новейших технологий требует от компаний постоянного обновления своих подходов к управлению персоналом. Внедрение современных технологий необходимо для оперативной оптимизации текущих процессов в компании, улучшения внутренних коммуникаций, повышения качества и эффективности управления человеческими ресурсами.
В современных организациях в качестве инструментов управления персоналом все чаще используются игровые подходы, методы и технологии (геймификация). Геймификация — это внедрение в рутинные процессы игрового элемента таким образом, чтобы обыденная деятельность скрылась за элементами игровой механики [1]. Игровые методы отличают возможность проявления творческого потенциала, эмоциональная окрашенность, возможность предлагать нестандартные решения, отсутствие жесткого контроля, низкая степень формализации игровой ситуации. Геймификация позволяет повысить вовлеченность и мотивацию персонала, эффективность обучения, оценки и адаптации персонала.
Цель данного исследования— на основе мнения экспертов проанализировать возможности и ограничения применения игровых технологий в практике управления персоналом современных организаций, сформулировать возможные направления минимизации ограничений их применения.
Геймификация — это внедрение в рутинные процессы игрового элемента таким образом, чтобы обыденная деятельность скрылась за элементами игровой механики.
Об играх как о методе обучения начали говорить еще в Древней Греции. В своем произведении «Государство» великий древнегреческий философ Платон утверждал, что детей нужно учить наукам «не насильно, а играючи». Он считал, что таким образом можно было выявить склонности каждого ребенка к определенным областям знаний. В Западной Европе в эпоху Возрождения Т. Кампанелла, Т. Мор и Ф.Рабле пропагандировали принцип игрового обучения, который заключался в том, что учащиеся во время игр овладевали основами наук [2]. В XV–XVII веках Я. А. Коменский, великий чешский педагог, призывал все школы превратить в места игр, полагая, что с помощью детской игры учитель может сделать обучение легким, разумным и прочным, доводя своих учеников «до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [3]. Сторонником игрового метода обучения был выдающийся философ и просветитель Дж. Локк, который утверждал, что «учеба должна сочетаться с игрой, которая возбуждает у детей интерес и желание учиться» [4]. В середине XVIII веке Ж.Ж. Руссо развил идею о том, что с помощью игры можно обучать детей. Он считал важным учитывать во время обучения возрастные особенности и игровые интересы [5].