По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние удаленной работы на индустрию гостеприимства в период пандемии COVID-19 (2020–2021 гг.)

Сафонова Т. А. бакалавр, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, e-mail: tanya.safonova.921@mail.ru
Шимин Н. А. кандидат экономических наук, доцент, кафедра сервиса и туризма Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, e-mail: shimazu@rambler.ru

Статья посвящена оценке влияния роста мобильной рабочей силы по всему миру и описанию новых тенденций и примеров услуг, появившихся на гостиничном и туристском рынках благодаря повсеместному внедрению удаленной формы работы. В статье рассмотрены новые виды потребителей (т. н. «цифровые кочевники»), подробно описан их портрет. Даны определения новых тенденций, проявившихся во время пандемии COVID-19 в сфере туризма и гостеприимства (worcation, «гибридные пространства»), подробно рассмотрены сущности концепций «коливинг» и «коворкинг», описан успешный опыт внедрения новых услуг, которые стали применяться на предприятиях гостиничного хозяйства разных стран для привлечения новых клиентов.

Литература:

1. Аналитики оценили долю предпочитающих работать из дома россиян [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/31/03/2021/606378eb9a 7947b79f7f658d (дата обращения: 26.01.2022).

2. Полная статистика по удаленной работе за 2021 год во всем мире [Электронный ресурс]. — URL: https://promopoisk.com/articles/polnaya-statistika-po-udalyonnoy-raboteza-2021-god (дата обращения: 29.11.2021).

3. Подборка: 32 страны с визами для «цифровых кочевников» [Электронный ресурс]. — URL: https://rb.ru/story/nomad-visas/ (дата обращения: 26.01.2022).

4. Новый тренд в мире путешествий — «воркейшн»: что это такое? [Электронный ресурс]. — URL: https://city.travel/blog/?p=23085 (дата обращения: 26.01.2022).

5. Ascott предлагает Work in Residence и Space-as-a-Service, чтобы воспользоваться новыми возможностями для бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.capitaland.com/international/en/about-capitaland/newsroom/newsreleases/ international/2020/aug/ascott-offers-work-in-residence-and-space-as-a-service-to-seizenew-business-opportunities.html (дата обращения: 26.01.2022).

6. Zoku Амстердам — официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https:// livezoku.com/amsterdam/stay/ (дата обращения: 26.01.2022).

1. Analysts estimated the share of Russians who prefer to work from home. Available at: https://www.rbc.ru/society/31/03/2021/606378eb9a7947b79f7f658d (accessed: 26.01.2022).

2. Complete statistics on remote work for 2021 worldwide. Available at: https:// promopoisk.com/articles/polnaya-statistika-po-udalyonnoy-rabote-za-2021-god (accessed: 29.11.2021).

3. Selection: 32 countries with visas for "digital nomads". Available at: https://rb.ru/ story/nomad-visas/ (accessed: 26.01.2022).

4. A new trend in the world of travel — "worcation": what is that? Available at: https:// city.travel/blog/?p=23085 (accessed: 26.01.2022).

5. Ascott offers Work in Residence and Space-as-a-Service to seize new business opportunities. Available at: https://www.capitaland.com/international/en/about-capitaland/ newsroom/newsreleases/international/2020/aug/ascott-offers-work-in-residence-andspace-as-a-service-to-seize-new-business-opportunities.html (accessed: 26.01.2022).

6. Zoku Amsterdam — official website. Available at: https://livezoku.com/amsterdam/ stay/ (accessed: 26.01.2022).

ВВЕДЕНИЕ

Карантин, ограничения и добровольная изоляция вынудили десятки миллионов людей по всему миру работать из дома, ускорив тем самым использование такого формата работы, как «удаленка». До начала пандемии COVID-19 этот вариант занятости сотрудников был не слишком популярен, однако теперь преимущества такой работы стали очевиднее. Хотя многие люди по мере ослабления ограничений и спада заболеваемости уже возвращаются на свои рабочие места в офисах, довольно большая часть работников стремится изыскать возможность трудиться только в таком формате. Так, согласно исследованиям, в России до 60% работников намерены и после окончания пандемии COVID-19 полностью или частично работать удаленно, при этом лишь 25% опрошенных в мире и 23% респондентов из России хотели бы перейти на полностью удаленную работу [1]. По данным Upwork, к 2028 г. ожидается, что 73% всех компаний в мире будут иметь в штате удаленных сотрудников [2]. Эта тенденция не могла не затронуть отрасль туризма и гостеприимства, которая уже понесла и продолжает нести значительные экономические потери вследствие закрытых границ. Многие рыночные субъекты индустрии туризма и гостеприимства уже постарались адаптировать свой бизнес под новый растущий сегмент потребителей«удаленщиков». Так, для их привлечения правительства многих стран (Барбадос, Хорватия, Дубай, Грузия, Чехия, Германия, Греция, Кипр) ввели цифровые визы, имеющие определенные льготы [3]. Кроме того, увеличение количества людей, работающих удаленно, привело к появлению нового формата туризма — worcation (буквально — «рабочий отпуск»), а также усилило значение и популярность пространственно-функциональных зон (коворкингов) и способствовало распространению средств размещения в формате «коливинг» и внедрению «гибридных» номеров (оборудованных всем необходимым для работы) для тех работников, которые в силу разных обстоятельств (отсутствие рабочего пространства, техники, мешающие работе домочадцы) не могут выполнять свои рабочие обязанности из дома.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Феномен «цифрового кочевничества», или цифрового номадизма, ставший синонимом определенного образа жизни, появился еще до возникновения пандемии COVID-19, однако число людей, которых можно отнести к «цифровым кочевникам», заметно увеличилось именно с началом периода массового перехода на удаленную работу. Отличие «цифровых кочевников» от рядовых сотрудников на «удаленке» заключается в том, что у них зачастую нет домашней «базы», куда они возвращаются, или рабочего места в офисе своих работодателей. Они постоянно находятся в движении, меняют страны и города, не выходя из рабочего процесса и не прерывая его. Согласно опросам, устроенными цифровыми сообществами FlexJob, a brother abroad, и сайту nomadlist.com, портрет «цифрового кочевника» на сегодняшний день выглядит следующим образом (рис.1): это люди преимущественно из поколения X (41%), имеющие семьи (61%), зарабатывающие в среднем 1875 долл. США в месяц. По гендерному составу сообщество «цифровых кочевников» разделено почти поровну между мужчинами (49,81%) и женщинами (50,19%), а географически треть «цифровых кочевников» (31%) — граждане США. 83% «цифровых кочевников» являются самозанятыми, 17 % работают в компаниях в качестве удаленных сотрудников. 66% «цифровых кочевников» предпочитают оставаться в одном месте от 3 до 6 месяцев, выбирая отели в привлекательных туристских дестинаци ях в качестве средства размещения (51%). Почти четверть «цифровых кочевников» (23%) предпочитает работать в месте размещения, используя формат коворкингов (21%), и вести здоровый образ жизни.

Рис. 1. Портрет «цифрового кочевника» в 2022 г. (составлено авторами по результатам исследования)

Множество работодателей (преимущественно из отраслей информационных технологий и цифровой экономики, а также из индустрии искусства и творчества) не только перевели своих сотрудников на «удаленку», но и позволили целым отделам менять место осуществления своей профессиональной деятельности. Так, сотрудники российского digital-агентства Kodix после отмены обязательного карантина по COVID-19 отправились работать в Архыз. Они просыпались пораньше, чтобы прогуляться по горам и к 11часам быть готовыми к работе. Энергии от прогулок хватало на весь рабочий день [4]. Такой формат работы, как worcation, подразумевает, что рабочая деятельность и отпуск происходят одновременно сознательно, планируемо и с четко выстроенным общением между заинтересованными сторонами (например, работником и работодателем или подрядчиком и клиентом). Основным отличием сотрудников «на удаленке», использующих worcation, от «цифровых кочевников» является то, что они меняют свое пространственное окружение на довольно непродолжительный срок. При этом и «удаленщикам», и «цифровым кочевникам» для успешной работы необходимы определенные условия — например, качественное интернет-соединение, наличие современной офисной техники, удобная эргономика рабочего пространства и возможность беспрепятственного межличностного общения.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

«Цифровой номадизм», worcation и широкое распространение формата удаленной работы способствовали разработке новых услуг и увеличению популярности в сфере гостеприимства таких концепций, как «коливинг» и «коворкинг». При «коворкинге» люди получают рабочие места, конференц-залы и прочие рабочие ресурсы по сниженной стоимости (намного меньшей, чем затраты на аренду офисных помещений). Коливинг представляет собой ту же концепцию относительно проживания в средстве размещения — спальни являются персональными, а общие зоны (кухни, гостиные и ванные комнаты) — общими. В целом концепция коливинга строится на следующих элементах:

1) предоставление рабочего пространства 24 часа 7 дней в неделю — благодаря высокоскоростному Wi-Fi и наличию офисной техники «цифровой кочевник» всегда может заниматься своими рабочими обязанностями;

2) профессиональные мероприятия — коливинги тесно связаны с профессиональным ростом и предоставляют возможность присоединиться к различным мероприятиям по обмену навыками и получению новых знаний;

3) общество единомышленников — коливинги позволяют жить, работать и общаться с такими же независимыми от местоположения работниками, осуществлять нетворкинг;

4) культурное погружение — персонал коливингов стремится познакомить постояльцев с обычаями, традициями и образом жизни людей данной местности.

В настоящее время существует ряд международных стартапов, которые в качестве организаторов отдыха создают программы, удовлетворяющие всем потребностям «цифровых кочевников»:

• DNX Camps — программа, совмещающая в себе работу, общение, обучение и развлечение. Проживание осуществляется на частных виллах, зарезервированных исключительно для участников программы. Помимо этого, команда проекта организует переговоры, мастер-классы и семинары на различные темы в зависимости от интересов участников. Программа реализуется круглогодично по всему миру (Индонезия, Египет, Марокко, Греция, Португалия, Испания);

• Venture with Impact — знакомство «цифровых кочевников» с новыми местами и культурами путем сочетания волонтерской деятельности, профессионального развития/создания команды и культурного погружения (однодневные поездки, языковые занятия, йога) (Колумбия, Таиланд, Португалия, Мексика, США);

• Nomad Cruise — программа для «цифровых кочевников» на круизном судне. 12-дневное плавание начинается с острова Сен-Мартен и заканчивается в Лиссабоне с остановками в Сент-Джонсе и Понта-Делгада. Поездка включает не только проживание и питание, но и участие в различных досуговых, развлекательных и спортивных и профессиональных мероприятиях (конференции, семинары, воркшопы, митапы, экскурсии в местах остановок);

• Nomad Train — поездки по Трансибирской и Трансмонгольской магистралям на одну и две недели соответственно. Программа включает в себя билеты на поезд, проживание и завтрак в местах остановок, SIM-карту для выхода в Интернет;

• деревня «цифровых кочевников» от правительства Мадейры (поселок Понта-ду-Сол) — программа начала свое действие с 1 февраля 2021 г., за год в деревне побывало более 4500 «цифровых кочевников», которым были предоставлены список местных объектов размещения, доступ в коворкинг, возможность подключения к сообществу Slack с новостями программы. В деревне были организованы мастер-классы по рисованию галькой, уроки сальсы, ретриты по йоге, быстрые «свидания» и другие событийные мероприятия.

Концепция гибких рабочих пространств / гибридных номеров успешно используется как независимыми гостиничными операторами (Zoku (Амстердам), Eaton House (Гонконг), Virgin (Чикаго)), так и крупными гостиничными сетями (Ace Hotel, Moxy by Marriott). Отдельно под коворкингпространства гостиничный оператор Accor создал новый бренд — WOJO с рабочими местами в отелях сети по всей Европе.

Основными качествами «гибридного» отеля являются гибкость и разнообразие в настройке рабочего пространства и дизайне гостиничных номеров в сочетании с гостеприимством, представленным персонализированными услугами. Так, например, Ascott Limited запустила инициативы Work in Residence (удобство размещения в меблированных и оборудованных по последнему слову техники рабочих люксах) (рис. 2) и Space-as-a-Service (оптимизация использования общего пространства путем размещения на территории отелей «облачных» кухонь, кофейных киосков Starbucks, а также центров сбора посылок для удобного получения онлайн-заказов).

Рис. 2. Рабочий люкс в рамках Work in Residence [5]

В отеле Zoku разработали номера в стиле лофт, отличающиеся наличием оборудованной кухни, широкого стола для осуществления рабочей деятельности или проведения переговоров, и довольно подвижного пространства (рис. 3).

Рис. 3. Номер в стиле лофт в отеле Zoku [6]

«Гибридная» концепция обеспечивает отелям более эффективное использование и хорошо согласуется с динамикой спроса на услуги. Однако из-за дороговизны осуществления не все средства размещения готовы применять ее в своей деятельности. Введенные вследствие распространения пандемии COVID-19 ограничения на поездки лишили гостиничный бизнес большого числа потребителей, поэтому многим отельерам приходится искать новые возможности для обеспечения дохода за счет привлечения удаленных сотрудников — например, «подписок», аналогичных тем, что используют сервисы Netflix и Spotify. Так, бренд хостелов Selina запустил ежемесячную программу коливинга, стоимость которой начинается с 450 долл. США в месяц. В рамках программы «Цифровой кочевник» можно выбраь одну из двух «подписок»:

1) Colive, предполагающая длительное размещение (сроком до 30 ночей) и возможность менять хостел сети три раза в месяц на территории Северной и Южной Америки;

2) Colive Flex, предполагающая гибкий вариант размещения (сроком до 30 дней) и позволяющая менять хостел сети десять раз в месяц на территори Северной и Южной Америки (при этом потребитель обязан бронировать не менее трех ночей в каждом пункте пребывания).

Аналогичные программы размещения по «подписке» запустили в Inspirato, CitizenM и InterContinental. При этом цены на проживание варьируются от 1100 до 2500 долл. США в месяц.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать тот факт, что продолжающаяся пандемия COVID-19 спровоцировала значительные социальные изменения, одним из самых значимых из которых стало существенное увеличение числа сотрудников на «удаленке». Именно для этого пока еще нового сегмента потенциальных потребителей средства размещения стали создавать «гибридные» пространства, развивать коворкинги и коливинги, придумывать услуги, сочетающие различные форматы работы и отдыха и позволяющие генерировать больше дохода при меньших инвестициях. Поэтому можно утверждать, что ориентация на возникающие потребности «цифровых кочевников» должна стать для современных средств размещения необходимостью, которая позволит повысить финансовую устойчивость и обеспечит отелям внимание со стороны нового сегмента потребителей.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The authors declare no conflicts of interests.

Язык статьи:
Действия с выбранными: