В докладе Генерального директора МОТ Гая Райдера «Инициатива столетия, касающаяся будущего сферы труда» поднимается проблема влияния технологических инноваций на сферу труда и обеспечение занятости населения. Ставится также вопрос о том, сдерживает ли технологическая революция процесс создания рабочих мест в большей степени, чем способствует их созданию. Поэтому любую попытку противостоять инновациям следует считать не столько ошибочной или обреченной, сколько просто невозможной. С развитием новых технологий возрастает риск потери работы и невозможность ее найти в течение длительного периода времени вследствие отставания в профессиональных компетенциях.
Так, проведенное в Оксфордском университете исследование позволило ученым сделать вывод о том, что 45% всех сегодняшних рабочих мест будут максимально автоматизированы или исчезнут в течение следующих 20 лет. В числе профессий, которые могут исчезнуть: водитель, туристический агент, кассир, продавец, банковский служащий, бухгалтер, налоговый служащий, телемаркетолог, фондовый трейдер [1].
По прогнозам Агентства стратегических инициатив, в России до 2030 года исчезнут 57 профессий, в числе которых — бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, банковский операционист, статистик, логист, экскурсовод, референт, переводчик, аналитик, журналист, диспетчер, штурман и др. [2]. При этом появятся 186 новых профессий в медицине, авиации, культуре и искусстве, образовании, туризме, биотехнологии, сельском хозяйстве, энергогенерации, наземном и водном транспорте, космосе, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии, робототехнике и машиностроении, легкой промышленности, финансовом секторе, социальной сфере и др. (названо 25 отраслей, в которых прогнозируются кадровые и профессиональные перемены).
В условиях наступления эпохи умной экономики наиболее востребованными будут работники в сфере создания технологий, позволяющих эффективно использовать интеллектуальные способности человека, его мыслительную и творческую деятельность. На смену процессным и контентным должны прийти субъектно-ориентированные информационные системы. Как отмечает эксперт Московского экономического форума Георгий Клейнер, нужны уже не системы управления продуктами (товарами, логистикой), а системы управления людьми и их интеллектуальными ресурсами — знаниями и умениями [3].