Внедрение новых технологий будет оказывать и оказывает неоднозначное влияние на состояние рынка труда. Влияние новых технологий на производственный процесс и сферу услуг являются предметом споров ученых в разных областях, в частности рынка труда. В развитых странах мы видим, что внедрение новых технологий повлияло на рынок труда следующим образом, рабочие места в малопродуктивных и малооплачиваемых секторах вытеснялись новыми технологиями (примером является сельское хозяйство), при этом повысилась производительность труда, что позволило вкладывать капитал в сферу услуг и инновационных технологий, где создаются новые рабочие места [1].
В качестве примера можно привести такие страны, как США и Япония, где количество занятых в сельском хозяйстве сократилось в 80–90-х годах XX в. в 2–3 раза, при этом число работников в технологичных отраслях экономики выросло. Вместе с тем между 1993 и 1996 г., когда основная часть Европы достаточно глубоко переживала безработицу, экономика Соединенных Штатов, создавая новые рабочие силы в области применения инновационных технологий в офисах и на заводах, организовала около 8 млн новых рабочих мест.
Инновационные технологии в сфере автоматизации и информатизации сместили акцент с промышленного сектора в сторону бизнес-услуг, таковыми являются производственная деятельность, основанная на высококвалифицированных навыках, таких, как дизайн, 3d-проектирование, исследования и разработки. Внедрение новых технологий требует дополнительных затрат на повышение квалификации, но при этом в итоге повышается производительность труда. Влияние данного процесса повышает квалификационные требования работников, следствием является повышение уровня образования.
В нашей стране процессы вытеснения будут происходить долго и избавиться от существующей модели управления трудовым потенциалом в бизнесе и госслужбе ближайшие 15 лет будет невозможно, так как инновационные циклы имеют среднесрочный характер и новые тренды на рынке труда потребуют переквалификации на уровне государства.
В развивающихся странах ситуация более сложная, основным конкурентным преимуществом является дешевая рабочая сила. И те организации, которые не будут признавать, что только внедрение новой технологии является их преимуществом, ожидает банкротство. Весомым стимулом для снижения уровня занятости должно стать увеличение спроса на продукцию и повышение производительности труда.
Достаточно серьезной задачей является макроэкономическая политика, конкурентоспособность, отношения в промышленности и т.д. В итоге основным результатом внедрения инновационных технологий и повышения занятости в практической плоскости должно стать появление новой модели управления трудовым ресурсами.
Индекс деятельности работников в России
Главным фактором инновационного развития является человеческий капитал (табл. 1) [2].
Таблица 1
Индикаторы индекса человеческого развития некоторых зарубежных стран
Ранг | Страна | Показатель ИЧР | Ранг | Страна | Показатель ИЧР |
1 | Норвегия | 0,955 | 69 | Казахстан | 0,754 |
4 | Нидерланды | 0,921 | 78 | Македония | 0,740 |
7 | Ирландия | 0,916 | 85 | Бразилия | 0,730 |
8 | Швеция | 0,916 | 91 | Колумбия | 0,719 |
9 | Швейцария | 0,913 | 101 | Китай | 0,699 |
13 | Исландия | 0,906 | 110 | Палестина | 0,670 |
15 | Дания | 0,901 | 116 | Сирия | 0,648 |
17 | Бельгия | 0,897 | 121 | Индонезия | 0,629 |
18 | Австрия | 0,895 | 127 | Вьетнам | 0,617 |
20 | Франция | 0,893 | 131 | Ирак | 0,590 |
21 | Финляндия | 0,892 | 136 | Индия | 0,554 |
24 | Лихтенштейн | 0,883 | 145 | Кения | 0,519 |
25 | Италия | 0,881 | 157 | Непал | 0,463 |
26 | Великобритания | 0,875 | 171 | Судан | 0,414 |
30 | Бруней | 0,855 | 178 | Гвинея | 0,355 |
55 | Россия | 0,788 | 182 | Мали | 0,344 |
Примечание. Данные ПРООН.
По оценке ПРООН Россия находится в рейтинге в середине высокоразвитых стран мира. В основном данный показатель отличается от ее места в списке стран, которые ранжированы по ВВП на душу населения. Если показатель страны выше по индексу человеческого развития, чем по ВВП, это значит, что экономика ориентирована на развитие человека.
Внедрение новых технологий требует дополнительных затрат на повышение квалификации, но при этом в итоге повышается производительность труда.
Ориентируясь на показатели Всемирного банка по уровню конкурентоспособности экономики (380 показателей, включая уровень развития НИОКР) Российская Федерация занимала в 1994 г. место в четвертой десятке из 180 стран мира. Но в 2000 г. Россия вошла во вторую сотню, а по публикациям Bloomberg, наша страна вошла в первую двадцатку самых инновационных стран в мире в 2014–2015 гг. (Швеция заняла в нём третье место, Дания – девятое, Норвегия – 14-е, Исландия – 28-е).
Что касается индекса деятельности работников, именно современные технологии приводят к повышению данного показателя и влияют на рост инновационного производства и уровня жизни. Качество использования трудового потенциала непосредственно зависит от инновационного развития рынка труда, от конкурентоспособности различных рыночных субъектов, которые привлекают трудовые силы, имеющие высокие квалификационные знания по необходимой отрасли.
Без формирования конкурентоспособной инновационной системы страна не может перейти на новый уровень развития. Этот процесс дает предпосылки для:
1) формирования государственного регулирования и поддержки;
2) повышения спроса на инновации со стороны различных экономических отраслей и эффективности фундаментальной и прикладной науки;
3) преодоления проблемы в создании качественной инфраструктуры. Уже несколько лет говорится о взаимодействии науки, государства и бизнеса, созданы многочисленные институты развития и образованы многочисленные организации по поддержке отечественных инновационных производителей. Но фактически получить финансовую поддержку для развития на этапе инновационной идеи очень сложно. Те или иные предпочитают вкладываться в готовый продукт, а инновационная поддержка заключается в полном цикле: от идеи до выхода на рынок готовой продукции.
В настоящее время рабочей силой выступает индивидуальная способность к труду, которая является значимым атрибутивным свойством. Реальная производительная способность возникает тогда, когда она в процессе соединяется с базисными инновациями, с развитием информационных и коммуникационных технологий, характеризующих качество рабочей силы.
Методология Форсайт
В таких странах, как Япония, США, Китай используется методология Форсайт достаточно давно. В России Форсайт используется относительно недавно. Это методология отличается от других тем, что процесс ориентирован на создание общего видения у экспертов, которые стремятся поддержать своими сегодняшними действиями. Предлагается на уровне РФ в регионах проводить Форсайт будущих профессий, что позволило бы своевременно выработать стратегию для повышения уровня занятости на рынке труда.
В новой экономической среде ведется борьба за мировое лидерство в области высоких информационных и коммуникационных технологий, которая способствует выходу на лидирующие позиции в аналитической и социальной сфере, вследствие чего появится возможность обеспечить надежность систем национальной безопасности.
СЛОВАРЬ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.
Форсайт-технология была создана за рубежом 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. Традиционно различные форсайт-методы считаются частью «исследования будущего» (future studies) и построения стратегий будущего.
На данный период времени четко определен факт прямой зависимости конкурентоспособности страны от научной обоснованности стратегических и тактических решений, в рамках Национальной инновационной системы (НИС). В нашей стране рынок нанотехнологий, как уже говорилось, находится на этапе зарождения. На мировом уровне технологического развития доля Российской Федерации составляет всего 0,3 %, а рынок нанотехнологий – 0,4 %. Низкие показатели России в этой области можно объяснить тем, что наша страна обратила свое внимание на данную область гораздо позже, с опозданием на 7–10 лет, чем развитые страны. В результате разрыв между странами-лидерами (США, Китай, Япония) и России велик как по показателям развития НИОКР, так и по коммерциализации изобретений [3].
Автоматизация в России
По показателям автоматизации Россия входит в пятерку стран (табл. 2). Это дает высокий темп для ускоренного ведения исследований и разработки, также повышение производительности и качества труда.
Таблица 2
Уровень автоматизации в мире
Страны | Потенциал автоматизации в ( %) | Общее количество людей, которых затронула автоматизация (млн чел.) |
Япония | 56 | 35,6 |
Индия | 52 | 235,1 |
Китай | 51 | 395,3 |
Россия | 50 | 35,4 |
Франция | 43 | 9,7 |
Германия | 48 | 20,5 |
Испания | 48 | 8,7 |
Великобритания | 43 | 11,9 |
США | 46 | 60,6 |
Италия | 50 | 11,8 |
Канада | 47 | 7,2 |
Примечание. По данным исследования глобального института McKinsey.
В развитых и других странах, где преобладает инновационный путь, основные требования к развитию национальной инновационной системы формируются вне зависимости от национальных рамок. Национальная инновационная система должна быть ориентирована на устойчивый рост экономической системы, повышение конкурентоспособности за счет собственных наукоемких продуктов, мобильность не только к внутренней среде, но и к внешним изменениям, на наличие мирового масштаба развития и интегрироваться в инновационные системы более высокого уровня.
Содержание инновационной системы
В российскую структуру национальной инновационной системы входят институты разработки и реализации государственной политики в сфере инновационного развития экономики:
СЛОВАРЬ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Способность строить жизненные стратегии является неотъемлемой характеристикой не только человека, но и многих животных, однако сознательная выработка согласованной коллективной стратегии деятельности на основе разделяемого группой образа будущего является исключительно человеческой способностью. Стратегическое мышление, принятие решений по стратегии, а также воплощение в жизнь этих решений – вот три базовых шага работы с будущим. Форсайт является методом, который относится к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени – к принятиям решений на основе построенной стратегии. Смыслом форсайта как метода является расширение восприятия доступных стратегических возможностей организации или сферы деятельности, представляемой участниками процедуры форсайта.
1. Минэкономразвития РФ.
2. Центр стратегических разработок.
3. Система государственных закупок.
4. Минобрнауки РФ.
5. Межведомственные комиссии по научно-технической политике.
6. Минфин РФ.
7. Госбанк РФ.
Главным ориентиром национальной инновационной системы является повышение качества жизни населения путем:
1) увеличения и организации дополнительных рабочих мест как в научной сфере, так и производственной и сфере услуг;
2) повышения поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и увеличения доходов населения;
3) повышения уровня образования населения;
4) снижения экологически вредных производств и вывод за пределами региона;
5) внедрения новейших технологий как основы решения собственных экологических и социальных проблем.
Отличительной характеристикой в нынешней ситуации является то, что общество не осознает, что нужны кадры, ориентированные на становление нового типа человеческого капитала как важнейшего элемента инновационной структуры в экономике. Отрицательным фактором является непосредственное влияние на становление инновационного общества – то, что государство не стимулирует потребность в их реализации.
Основными признаками инновационной экономики являются:
1) высокий индекс экономической свободы;
2) высокий уровень развития образования и науки;
3) высокий показатель качества жизни;
4) высокий индикатор человеческого капитала;
5) доля инновационных предприятий должна составлять больше 60 %, также новые ранки под инновационные продукции;
6) замещение капиталов;
7) конкуренция и высокий спрос на инновации;
8) избыточность конкурентоспособной инновации.
Необходимо развивать инновационную сферу, которая обусловлена решением стратегических задач на макро- и микроуровнях, с целью стабилизации экономического роста, так как потребности общественного воспроизводства требуют изменения и технологического облика России [3].
Реализация стратегии опережающего развития предполагает проведение системной научно-технической и структурной политики по выращиванию составляющих новый технологический уклад научно-производственных комплексов. Ее реализация невозможна без национальной финансово-инвестиционной системы, способной обеспечить переток капитала в развитие новых производств и опирающейся на внутренние источники кредита.
В странах с опережающим развитием особое внимание уделяется человеческому потенциалу и опережающему включению человеческого капитала в процесс экономического развития.
В странах с опережающим развитием особое внимание уделяется человеческому потенциалу и опережающему включению человеческого капитала в процесс экономического развития. Необходимое значение приобретает опережающее развитие образования, которое имеет место быть только при интенсивном инвестировании государством и частным бизнесом для подготовки специалистов высокотехнологичных отраслей промышленности будущего.