Ссамого начала существования нашей страны гостиницы предлагали своим постояльцам не только возможность переночевать — постоялые дворы того времени непременно включали в себя трактир или ресторацию, где гости могли поужинать или просто обменяться дорожными впечатлениями с друзьями и попутчиками. Со временные предприятия гостеприимства предлагают туристам широкий спектр услуг, включающий как собственно проживание в номерах, так и проведение досуга в спортивном клубе, бассейне, ночном клубе или на дискотеке, возможность игры в бильярд или в теннис.
Давайте разберемся, насколько важно для клиента гостиницы наличие дополнительных услуг, являются ли они непременным атрибутом высококлассных гостиничных комплексов или, напротив, большинство туристов готовы довольствоваться удобной кроватью и небольшим баром.
Большая часть дополнительных услуг, предоставляемых предприятиями сферы гостеприимства, может быть условно разделена на три основные составляющие.
К первой из них относятся услуги общественного питания, которые находятся на грани обязательных и дополнительных.
Наличие в гостинице кафе или ресторана — обязательное условие. Однако несколько ресторанов с различным типом кухни, бары, меню которых ограничивается картой напитков и легкими закусками, кафе, где можно выбрать ароматный горячий напиток и вкусный десерт, являются скорее элементами роскоши. Вторая составляющая — это спортивный досуг (бассейн, тренажерный зал, корты, тир, площадка для спортивных игр и т. д.) и «спокойные» услуги, связанные с улучшением самочувствия и внешнего вида человека (сауна или баня, косметические процедуры и др.). И, наконец, третья — активные развлечения (развлекательные автоматы, танцы в ночном клубе и т. д.).
Набор перечисленных развлечений в той или иной гостинице зависит от ее площади и места расположения, количества номеров, ориентации на бизнес-туристов или участников экскурсионных программ, категории гостиницы и других факторов, причем количественное соотношение различных типов услуг в сфере развлечений в гостинице неравномерно.