По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.477

Уверенность в себе и профессиональная идентичность выпускников вуза

Иванова Анжелика Юрьевна канд. соц. наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30–32, литер «А»
Васильева Светлана Алентиновна ст. препод. кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 190103, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр-т, д. 44

Статья посвящена особенностям развития личности молодого специалиста: уверенности в себе и профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования данных качеств. Проведен сравнительный и корреляционный анализ выраженности уверенности в выбранном профессиональном направлении, степени социальной активности, профессиональной идентичности у студентов. В группе студентов с высоким уровнем профессиональной идентичности более выражены показатели уверенности в себе. Выявлены статистически значимые связи между показателями уверенности в себе и профессиональной идентичностью у студентов. Разработаны основы программы социально-психологического тренинга для студентов по развитию уверенности и профессиональной идентичности.

Литература:

1. Старов М.И., Ефимова Т.Н. Теоретико-методологический анализ феномена «Уверенность в себе» в отечественных и зарубежных научных источниках // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2016. — № 2 (118). — С. 9–15.

2. Рощупкина Д.В. Уверенность в себе и самооценка современных студентов / Под общ. ред. А.И. Вострецова // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. — 2019. — С. 402–411.

3. Гулякина В.В. Психологические проявления уверенности в себе у студентов старших курсов // Образование и общество. — 2022. — № 2 (133). — С. 105–115.

4. Кудинова М.А., Николаенко В.М. Уверенность в себе как важнейшая характеристика студентов // Дни науки — 2024: Материалы регионального форума. — Новосибирск, 2024. — С. 31–37.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2019. — 584 с.

6. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. … канд. психол. наук. — Р-н/Д: Изд-во РГУ, 2017. — 237 с.

7. Иванова А.Ю., Неволина М. Е. Основы профессионального развития персонала промышленных организаций // Вестник факультета управления СПБГЭУ. — 2024. — № 19. — С. 33–38 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=79490926/ (дата обращения: 12.09.2025).

8. Миляева А.К. Социально-педагогические особенности формирования профессиональной идентичности студентов-выпускников в современных условиях // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 95–97.

9. Рубштейн Н.В. Полный тренинг по развитию уверенности в себе. — М.: Эксмо, 2014. — 221 с.

10. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей: как достичь цели, как выразить свои чувства, как жить в мире с собой и другими, как научиться слушать свой внутренний голос. — СПб.: Речь, 2020. — 229 с.

11. Zorina E.M., Ivanova A.Yu., Chirkova E. I. Professional and personal development of a student as a key to sustainable development of the state // Finance, Economics, and Industry for Sustainable Development (ESG 2023). Proceedings of the 4th International Scientic Conference on Sustainable Development. — Cham, 2024. — С. 323–335.

Актуальность исследования уверенности в себе и профессиональной идентичности студентов заключается в необходимости разработки эффективных педагогических и социально-психологических технологий личностного и профессионального становления. Важнейшими социально-психологическими характеристиками современной личности являются самостоятельность и активность в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности как перед собой, так и перед другими, смелость и готовность к деятельности. Данные характеристики раскрывают понятие «уверенность в себе».

Уверенность оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, в том числе и на его профессиональную деятельность [1–4]. Становление профессиональной идентичности студентов вуза происходит через целенаправленную профессиональную подготовку на основе стимулирования компонентов уверенного поведения и мотивационных характеристик, основополагающими из которых являются заинтересованность, удовлетворенность выбранной профессией, интериоризация ценностей и целей профессии, инициативность, социальная смелость и активность. Таким образом, чтобы выпускник вуза был способным и готовым к профессиональной деятельности в выбранной области, необходимо сочетание уверенности в себе и сформированной профессиональной идентичности.

Главным фактором становления уверенности в себе являются навыки социального взаимодействия.

Уверенность рассматривается как значимый личностный фактор в рамках образовательного процесса для формирования современных специалистов: компетентных, конкурентоспособных, творческих [4]. Д.А. Леонтьев относит уверенность в себе к ценностным ориентациям личности [5]. В. Г. Ромек описывает уверенность в себе как общую постоянную положительную оценку личности своих способностей и качеств [6]. В структуре понятия уверенности в себе выделяют аффективный компонент, включающий в себя отсутствие тревожности и страха, и поведенческий компонент, выражающийся в социальной активности и компетентности. Главным фактором становления уверенности в себе являются навыки социального взаимодействия, при малом количестве которых человек чувствует обратное.

Для Цитирования:
Иванова Анжелика Юрьевна, Васильева Светлана Алентиновна, Уверенность в себе и профессиональная идентичность выпускников вуза. Кадровик. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: