Актуальность исследования уверенности в себе и профессиональной идентичности студентов заключается в необходимости разработки эффективных педагогических и социально-психологических технологий личностного и профессионального становления. Важнейшими социально-психологическими характеристиками современной личности являются самостоятельность и активность в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности как перед собой, так и перед другими, смелость и готовность к деятельности. Данные характеристики раскрывают понятие «уверенность в себе».
Уверенность оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, в том числе и на его профессиональную деятельность [1–4]. Становление профессиональной идентичности студентов вуза происходит через целенаправленную профессиональную подготовку на основе стимулирования компонентов уверенного поведения и мотивационных характеристик, основополагающими из которых являются заинтересованность, удовлетворенность выбранной профессией, интериоризация ценностей и целей профессии, инициативность, социальная смелость и активность. Таким образом, чтобы выпускник вуза был способным и готовым к профессиональной деятельности в выбранной области, необходимо сочетание уверенности в себе и сформированной профессиональной идентичности.
Главным фактором становления уверенности в себе являются навыки социального взаимодействия.
Уверенность рассматривается как значимый личностный фактор в рамках образовательного процесса для формирования современных специалистов: компетентных, конкурентоспособных, творческих [4]. Д.А. Леонтьев относит уверенность в себе к ценностным ориентациям личности [5]. В. Г. Ромек описывает уверенность в себе как общую постоянную положительную оценку личности своих способностей и качеств [6]. В структуре понятия уверенности в себе выделяют аффективный компонент, включающий в себя отсутствие тревожности и страха, и поведенческий компонент, выражающийся в социальной активности и компетентности. Главным фактором становления уверенности в себе являются навыки социального взаимодействия, при малом количестве которых человек чувствует обратное.