Прежде всего вызывает недоумение сложная, «двухэтажная», формулировка увольнения за совершение коррупционных правонарушений. Так, в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе говорится, что служебный контракт может быть расторгнут с гражданским служащим в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему вследствие несоблюдения им ограничений и запретов, а также неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Причем здесь нет даже никакой ссылки на конкретные ограничения, запреты и обязанности, нарушение которых является основанием для увольнения гражданского служащего! Складывается впечатление, что причиной увольнения является именно утрата доверия представителя нанимателя как субъективная оценка поведения гражданского служащего.
Традиционно в законодательстве о труде утрата доверия как основание прекращения трудовых отношений с работником предусматривается в случае совершения им каких-либо виновных действий, дающих основание для этого. Такое основание прекращения трудового договора предусматривается п. 7 ст. 81 ТК РФ («Расторжение трудового договора по инициативе работодателя»).
Согласно словарям, «доверие» — это убежденность в чьей-либо искренности, честности, добросовестности и основанное на них отношение к кому-либо или чему-либо [1].
Следует отметить, что работодатель как носитель «хозяйской власти» действует в своих, «частных», интересах и поэтому наделяется законом определенной степенью дискреции в решении вопроса о доверии или недоверии к работнику. Да и то закон ограничивает его полномочия, указывая, что по такому основанию могут быть уволены исключительно лица, непосредственно обслуживающие денежные или товарные ценности.
Не случайно и то, что данное основание увольнения является диспозитивным, т. е. работодатель самостоятельно определяет, будет ли он расторгать трудовой договор с работником, совершившим указанные виновные действия, или нет. Иными словами, в данном случае определяющим фактором действительно является доверие или недоверие работодателя к работнику.