Рассмотрение системы управления персоналом таможенных органов следует начинать с анализа организационной структуры управления. Сложившаяся система организационной структуры обеспечивает оптимальное достижение стратегических задач и их оптимальное выполнение (рис. 1).
Сложившая система таможенных органов представляет собой достаточно развитую структуру, которая имеет множество элементов: региональные и специализированные таможенные управления, центры электронного декларирования, электронные таможни, таможенные посты и таможни, а также различные вспомогательные структуры управления. На начало 2023 г. ФТС имеет следующую численную структуру: 91 таможенный пост; 66 таможен; 431 таможенный пост, подчиненный таможням; 2 таможенных поста, подчиненных РТУ. Всего насчитывается 598 организационных единиц таможенных органов [1].
В 2022 г. ФТС России провели множественные структурные организационные преобразования, которые привели к созданию Донецкой и Луганской таможни, трех таможенных постов (Брянский, Запорожский и Херсонский таможенные посты); ликвидировано 12 постов, из которых 7 ЦЭДов, а 12 переподчинены, и проведены другие организационные меры [2].
Кроме того, организационная структура имеет непрофильные подразделения в виде: российской таможенной академии, которая обеспечивает приток кадров; медицинского и оздоровительного учреждения, выполняющего социально-медицинские функции. Более того, данные структуры обеспечивают отдельные функции по развитию персонала и формирования минимального базиса социального обеспечения сотрудников таможенных органов.
В первую очередь следует выделить деятельность медицинских учреждений, подведомственных ФТС России, которые оказывают комплекс услуг от лечебно-диагностических до реабилитационных процедур, включая сложные хирургические операции. Стоит отметить, что именно медицинские структуры отвечают за своевременное медицинское обследование сотрудников ФТС, а также за их психологическое здоровье, тем самым обеспечивая дополнительные привилегии таможенному персоналу [3].