По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.2

Управление персоналом и делегирование полномочий в организации

Аксенов Илья Антонович канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, управления и права, автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт международных экономических связей», 19330, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 35, Е-mail: il_aks@mail.ru

В современных условиях процессу делегирования полномочий следует уделять более пристальное внимание. В наши дни руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку они возникают во внушительных количествах, являются разнообразными и специфичными, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены. Для руководителя понимание основ делегирования важно, потому что помогает осознать, как с помощью такого инструмента можно повысить эффективность процесса руководства, уровень лояльности к организации и его трудовую мотивацию. Достижение всего вышесказанного возможно только в том случае, если руководитель сможет грамотно и уместно для себя, своих подчиненных и организации осуществлять процесс делегирования полномочий. В статье рассматриваются особенности термина делегирования и подходы к его трактовке. Выявляются элементы и составные части процесса делегирования. Систематизируются шаги делегирования полномочий.

Литература:

1. Шацкова Н. Что такое делегирование: основные принципы и секреты эффективности [Электронный ресурс].— URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/60d975379a7947780826800a.

2. Пылаева А. С. Сущность конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики / А.С. Пылаева // Наука Красноярья. — 2021. — Т. 10. — №5-3. — С. 181–185.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Вильямс, 2017. — С. 317.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс.]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 30.11.2022).

5. Кулинская И. И. Место Евразийского экономического союза в системе межрегиональных торговых соглашениях / И. И. Кулинская // Наука Красноярья. — 2020. — Т. 9.— № 4-3. — С. 70–74.

6. Курысев К. Н. Правовые вопросы ответственности цифровых ассистентов (помощников) организаций: проблемы и пути решения / К. Н. Курысев // Вестник Владимирского юридического института. — 2022.— № 2 (63). — С. 42–47.

7. Миронов В. О. Взаимоотношения личности и государства / В. О. Миронов, Т. Г. Павелина // Аграрное и земельное право. — 2022. — № 3 (207).— С. 52–56. — DOI 10.47643/18151329_2022_3_52.

8. Дмитриев Ю. А. Малые и средние предприятия как фактор обеспечения устойчивого развития региональной экономики / Ю. А. Дмитриев, С.Н. Мамедов, А. С. Вилков // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2021.— Т. 2. — №4 (112). — С. 91–95.— DOI 10.36871/ek.up.p.r.2021.04.02.013.

9. Делегирование: результат руками сотрудников. Технология регулярного менеджмента / А. Фридман.— М.: Добрая книга, 2020. — 4 с.

10. Давыдова Е. Ю., Чернышова Н. К. Плюсы и минусы делегирования полномочий // Территория науки. — 2014.— № 5. — С. 96.

11. Овчинникова, Ю. В. Академические свободы в системе конституционных прав и свобод / Ю. В. Овчинникова // Современное право. — 2019. — № 7-8. — С. 28–32. — DOI 10.25799/ NI.2019.19.75.020.

12. Сукоркин А. А. Процесс делегирования полномочий: особенности, процесс осуществления, причины отказа // Таврический научный обозреватель.— 2017. — № 4-2 (21). — С. 14.

13. Трейси Б. Делегирование и управление. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — С. 33.

Большинство организаций на пути к успеху проходят стадию активного роста. На этой стадии жизненного цикла организации объем задач, возложенных на менеджера, настолько сильно увеличивается, что он уже не в силах выполнять их на должном уровне. По этой причине у менеджера возникает необходимость прибегнуть к такому методу управления, как делегирование полномочий.

Уровень задачи должен соответствовать уровню исполнителя.

В исследовании Н. Шацковой определение термина «делегирование» сформулировано следующим образом: «это передача задач или компетенций от руководителя к подчиненному» [1]. Достаточно емкое и всеобъемлющее определение, но не отражающее полностью всю его сущность [2].

Ученые в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в своем труде «Основы менеджмента» приводят другое определение делегирования как управленческого термина. Они пишут, что «делегирование — это распределение задач и передача полномочий работнику, принявшему на себя ответственность за их выполнение»[3].

Исходя из определений делегирования полномочий, становится очевидной его важность. Делегирование помогает менеджерам спокойно распределять между подчиненными различные задачи, выполнение которых способствует достижению целей организации.

Несмотря на то что делегирование в успехе организации играет огромную роль, оно является одним из самых недопонятых и недооцененных методов управления персоналом. При росте организации многие предприниматели терпели крах именно из-за того, что в полной мере не понимали необходимости делегирования и как его использовать с наибольшей эффективностью.

Делегирование по сути своей является действием, при котором менеджер передает работу другому сотруднику (обычно подчиненному), при этом наделяя его полномочиями для ее выполнения. Таким образом, предполагается, что задачи выполняются более эффективно. Если задачи не будут делегированы другим людям, то менеджер будет вынужден решать их самостоятельно, а это в настоящих условиях невозможно, так как задачи довольно разнообразны и специфичны.

Для Цитирования:
Аксенов Илья Антонович, Управление персоналом и делегирование полномочий в организации. Кадровик. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: