По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Управление и диспетчеризация доставки еды

Александр Брукман инженер-математик, специалист в области системного анализа и исследований операций, bruckmann@mail.ru

Доставка еды — крайне востребованный сегмент современного ресторанного бизнеса. Развозка еды в городских условиях по нескольким адресам одним транспортным средством с частичной разгрузкой в промежуточных пунктах доставки позволяет снизить удельный расход топлива на тонну доставленного груза при максимальном использовании грузоподъемности. Вместе с тем минимизация затрат при транзитных грузоперевозках в разветвленных сетях городских коммуникаций требует особой технологии планирования маршрутов и назначение на них транспортных средств. Разрешение данного вопроса способна обеспечить быстродействующая программа оперативного планирования и контроля процесса грузоперевозок в составе программного обеспечения логистической диспетчерской системы.

Практически все крупные ресторанные сети предлагают возможность доставки еды на дом. Планирование процесса доставки только на первый взгляд может показаться простым. Любой план, как бы хорошо он ни был составлен, реализуется в условиях динамически изменяющейся реальности, в связи с чем технология планирования должна включать возможность оперативной коррекции рабочего плана в режиме runtime для адаптации к изменившимся внешним условиям и повышения его релевантности. Реализацию такой коррекции рабочего плана способна обеспечить быстродействующая программа оперативного планирования и контроля процесса грузоперевозок в составе программного обеспечения логистической диспетчерской системы.

Внутригородские грузоперевозки имеют решающее значение для нормального функционирования городов. Помимо доставки еды, это может быть развоз товаров по магазинам розничной торговли, вывоз продукции и завоз материалов и комплектующих на производственные предприятия, перевозка строительных конструкций и материалов на городские стройки, а также грузопотоки почтовых служб доставки, таких как DHL, DPD, FedEx, UPS, TNT, EMS, объем которых непрерывно растет в связи с развитием электронной торговли.

Основной задачей планирования внутригородских грузоперевозок является маршрутизация с назначением на маршруты транспортных средств. Повысить производительность транспортных средств и минимизировать затраты на логистику позволяют транзитные перевозки грузов по нескольким адресам одним транспортным средством с частичной разгрузкой груза в местах доставки. При этом наряду с минимизацией затрат часто требуется обеспечить и минимум времени, требуемого на доставку груза, что делает задачу двухкритериальной. Оба критерия могут конфликтовать, поэтому необходима выработка эффективного, или Парето-оптимального, решения. В то же время использование многочисленных методов и алгоритмов, разработанных для таких классических задач, как транспортная задача или задача коммивояжера, невозможно по следующим причинам.

Для Цитирования:
Александр Брукман, Управление и диспетчеризация доставки еды. Современный ресторан. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: