По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 640.4 DOI:10.33920/igt-1-2509-04

Управление гостиничным предприятием

А. Е. Бирюкова ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: burukova81@yandex.ru

В рамках данной статьи проанализированы теоретические аспекты функционирования системы управления гостиничным предприятием, а также рассмотрены его методы, функции и принципы.

Литература:

1. Дорофеева, Л. И. Основы теории управления: учебник и практикум для академического бакалавриата. — 3-е изд., испр. и доп. — Саратов, 2018. — 460 с.

2. Файоль, A. Общее и промышленное управление: Пер. Б. В. Бабина-Кореня с предисл. А. К. Гастева / ЦИТ (Центральный институт труда). — М., 1923. — 122 с.

3. Лалу, Ф. Открывая организации будущего. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.

4. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2002. — 704 с.

5. Мильнер, Б. З. Теория организации: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 648 с.

6. Мильнер, Б. З., Орлова, Т. А. Горизонтальное управление: доверие, координация, лидерство. — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: http://milner- bz.ru/cntnt/right-menu/ stati.html (дата обращения: 04.06.2025).

7. Смирнов, Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с.

8. Удалов, Ф. Е., Алехина, О. Ф., Гапонова, О. С. Основы менеджмента: Учебное пособие. — НН.: Нижегородский госуниверситет, 2013. — 363 с.

1. Dorofeeva, L. I. Fundamentals of Management Theory: Textbook and Workshop for the Academic Bachelor’s Degree. 3rd ed., corrected and supplemented. Saratov, 2018, 460 p.

2. Fayol, A. General and Industrial Management. trans. B. V. Babina-Korenya with a preface by A. K. Gastev. CIT (Central Institute of Labor). Moscow, 1923, 122 p.

3. Laloux, F. Discovering the Organizations of the Future. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2016, 432 p.

4. Mescon, M., Albert, M., Khedouri, F. Fundamentals of Management: Trans. from English. Moscow: Delo, 2002, 704 p.

5. Milner, B. Z. Organization Theory: Textbook. 4th ed., revised and enlarged. Moscow: INFRA-M, 2004, 648 p.

6. Milner, B. Z., Orlova, T. A. Horizontal management: trust, coordination, leadership. 2012. Available at: http://milner- bz.ru/cntnt/right-menu/stati.html (accessed: 04.06.2025)

7. Smirnov, E. A. Fundamentals of Organization Theory: Textbook. manual for universities. Moscow: Audit, UNITY, 1998, 375 p.

8. Udalov, F. E., Alekhina, O. F., Gaponova, O. S. Fundamentals of Management: Textbook. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 2013, 363 p.

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.08.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.08.2025.

Существует множество определений понятия «система управления».

Так, Л. И. Дорофеева говорит следующее: «Система управления — совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления организацией, используемых менеджерами. Представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни» [1]. Тем не менее наиболее емкое определение данного понятия дает Э. А. Смирнов, оно звучит следующим образом: «Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации» [7].

Если же говорить простыми словами, то система управления гостиничным предприятием — это совокупность его методов, функций и принципов. В свою очередь, каждую из этих составляющих можно охарактеризовать как отдельную систему, состоящую из множества элементов. Так, например, в системе управления выделяется пять функций, каждая из которых — отдельное направление для изучения. Структура управления является упорядоченной совокупностью связей между различными звеньями и сотрудниками организации, принимающими на том или ином уровне участие в выполнении управленческих задач. В рамках данной совокупности связей можно, в свою очередь, также выделить звенья, представляющие собой службы, группы, отдельных работников, выполняющих управленческие функции; связи, выстраиваемые в рамках рабочего процесса; а также уровни взаимодействия, подразделяющиеся на вертикальные и горизонтальные. Структура управления отвечает за движения информации внутри организации, принятие управленческих решений, протекание управленческого процесса, в рамках которого между его участниками распределяются те или иные задачи, обозначаются функциональные обязанности каждого, устанавливаются права и ответственность за их выполнение.

Говоря о функциях управления, необходимо дать само определение данного понятия. Так, Ф. Е. Удалов, О. Ф. Алехина и О. С. Гапонова приводят следующую формулировку данного термина: «Функция управления — это направление или вид управленческой деятельности, необходимое для исполнения руководителем, с применением специальных приемов и способов» [8]. В управлении как виде деятельности принято выделять пять функций: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. Теперь же хотелось бы более подробно рассмотреть каждую из этих функций и их роль в управлении гостиничными предприятиями.

Для Цитирования:
А. Е. Бирюкова, Управление гостиничным предприятием. Гостиничное дело. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: