Дата поступления рукописи в редакцию: 20.08.2025.
Дата принятия рукописи в печать: 23.08.2025.
Существует множество определений понятия «система управления».
Так, Л. И. Дорофеева говорит следующее: «Система управления — совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления организацией, используемых менеджерами. Представляет иерархическую структуру, разделенную на уровни» [1]. Тем не менее наиболее емкое определение данного понятия дает Э. А. Смирнов, оно звучит следующим образом: «Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации» [7].
Если же говорить простыми словами, то система управления гостиничным предприятием — это совокупность его методов, функций и принципов. В свою очередь, каждую из этих составляющих можно охарактеризовать как отдельную систему, состоящую из множества элементов. Так, например, в системе управления выделяется пять функций, каждая из которых — отдельное направление для изучения. Структура управления является упорядоченной совокупностью связей между различными звеньями и сотрудниками организации, принимающими на том или ином уровне участие в выполнении управленческих задач. В рамках данной совокупности связей можно, в свою очередь, также выделить звенья, представляющие собой службы, группы, отдельных работников, выполняющих управленческие функции; связи, выстраиваемые в рамках рабочего процесса; а также уровни взаимодействия, подразделяющиеся на вертикальные и горизонтальные. Структура управления отвечает за движения информации внутри организации, принятие управленческих решений, протекание управленческого процесса, в рамках которого между его участниками распределяются те или иные задачи, обозначаются функциональные обязанности каждого, устанавливаются права и ответственность за их выполнение.
Говоря о функциях управления, необходимо дать само определение данного понятия. Так, Ф. Е. Удалов, О. Ф. Алехина и О. С. Гапонова приводят следующую формулировку данного термина: «Функция управления — это направление или вид управленческой деятельности, необходимое для исполнения руководителем, с применением специальных приемов и способов» [8]. В управлении как виде деятельности принято выделять пять функций: планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль. Теперь же хотелось бы более подробно рассмотреть каждую из этих функций и их роль в управлении гостиничными предприятиями.