По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5.024.54

Управление бизнес-процессом системы наставничества на рабочем месте

Макарова Анна Геннадьевна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, д. 62/45

Статья обобщает практику трансформации и интеграции системы наставничества в крупном металлургическом холдинге (на примере ПАО «НЛМК») на основе методологии управления процессами с учетом цикличности процессов на разных уровнях и нелинейности требуемых изменений. В работе проведено обоснование и структурирование основных типовых этапов процесса, позволяющих сформировать дееспособный пул наставников на предприятии, востребованных в различных ролях, для реализации программ профессиональной ориентации, адаптации, обучения, развития и проектной деятельности персонала. Рассмотрен объект управления системы наставничества, которым выступает сотрудник, имеющий основную профессию и дополнительную квалификацию наставника, описанную стандартизированным набором трудовых функций. Представленная стандартная схема и описание цикла системы наставничества могут стать пособием для предприятий, целью которых является выстраивание нового или реформирование существующего бизнес-процесса обеспечения внутренних и внешних программ подготовки кадров квалифицированными наставниками.

Литература:

1. Борисова А. А., Кузьмин А. Н., Тютрюмова Е. Г. Текучесть персонала в условиях трудодефицитной конъюнктуры рынка труда: как определяются целевые значения показателя? // Экономика труда. — 2024. — № 3/11. — С. 317–330.

2. Борисова А. А., Рязанцева И. В., Кузьмин А. Н. Кадровое обеспечение компании при трудодефицитной конъюнктуре рынка: особенности и инструментальные решения подстройки // Экономика труда. — 2022. — № 1. — С. 83–96.

3. Ашуров А. А. Управление текучестью кадров в сфере общественного питания // Вестник науки. — 2023. — № 10 (67). — С. 373–381.

4. Ахкямов А. А., Путенихина Е. В. Повышение уровня вовлеченности как способ снижения текучести персонала // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 98-5. — С. 31–35.

5. Батоврина Е. В. Факторы привлечения и удержания персонала в российских инновационных организациях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2023. — № 4 (72). — С. 142–152.

6. Горлачёв А. Д., Лисовская М. А. Инструменты удержания персонала на предприятии электроэнергетической отрасли // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. — Красноярск, 2024.

7. Ганиева А. К. Формирование системы удержания квалифицированных сотрудников предприятия // Кадровик. — 2023. — № 10. — С. 49–56.

8. Шобонов Н. А. Совершенствование процесса адаптации персонала в организации // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2023. — № 7/3. — С. 243–249.

9. Киреева А. И. Индивидуальная траектория совершенствования процесса адаптации персонала на примере производственного предприятия // Молодежь третьего тысячелетия: Сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. — 2023. — С. 35–39.

10. Чунихина Т. Н., Ротко М. С. Социальные практики наставничества в образовательном учреждении: организационно-управленческий аспект // Вектор гуманитарной мысли. — 2023. — № 2. — С. 70−88.

11. Кондратьев Э. В., Макарова А. Г. Управленческие циклы и полная функция управления // Друкеровский вестник. — 2024. — № 2 (58). — С. 12–28.

12. Кондратьев Э. В. Вызовы и возможности современного наставничества // Стандарты и качество. — 2024 (спецвыпуск). — С. 88–91.

13. Положение о наставничестве и экспертной работе в области профессионального обучения и развития персонала, ПАО «НЛМК», 2021 г.

14. Положение о материальном стимулировании наставников и экспертов, ПАО «НЛМК», 2021 г.

15. Положение о практической подготовке студентов, ПАО «НЛМК», 2022 г.

16. Стандарт организации «Компетентность и поддержка. Обучение», ПАО «НЛМК», 2020 г.

17. Положение об адаптации вновь принятого персонала в ОАО «НЛМК», 2014 г.

18. Профессиональный стандарт «Наставник» (проект) [Электронный ресурс]. — URL: https://spkobr.ru/napravleniya-deyatelnosti/professionalnye-standarty/nastavnik.

Многие предприятия, столкнувшись с дефицитом рабочих и инженерных кадров1, усиливают направления по подбору, обучению и удержанию персонала. Службы по управлению персоналом, ранее нацеленные на профессиональный отбор кандидатов с рынка труда, фактически вынуждены переквалифицироваться в специалистов по адаптации, обучению и удержанию существующих сотрудников, а также более тщательно работать с относительно гарантированным потоком новых кадров из числа студентов и выпускников учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, в том числе организовывать целевую подготовку2. Для этих новых вызовов необходимо новое качество и достаточное количество наставников на рабочем месте, способных и готовых выполнить функции наставника без снижения производительности в своей основной профессии или должности. Целью статьи является описание стандартных этапов цикличного бизнес-процесса управления пулом наставников как актуального и востребованного ресурса, обеспечивающего процессы адаптации, обучения и развития персонала промышленных предприятий. Предложенная схемы цикла является апробированной в ПАО «НЛМК» методической основой для разработки и внедрения единой корпоративной системы наставничества с опорой на проект профессионального стандарта «Наставник на рабочем месте».

В 2023 г. в Российский Федерации был разработан проект профессионального стандарта «Наставник».

Проводимые российскими учеными и специалистами-практиками исследования обозначают основные направления в решении проблем дефицита и текучести персонала через усиление работы по привлечению и удержанию персонала. Выделяются следующие аспекты изучения и преодоления проблемной ситуации на рынке труда:

• аналитика рынка труда и определение предельных показателей текучести персонала [1–3];

• анализ эффективности инструментов привлечения и удержания персонала, способов ее повышения [4–7];

Для Цитирования:
Макарова Анна Геннадьевна, Управление бизнес-процессом системы наставничества на рабочем месте. Кадровик. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: