Продуктивность работы любого предприятия гостиничного бизнеса зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно осуществляется ее администрирование и управление. Компетентность управляющего предприятием гостиничного бизнеса определяется тем, насколько он способен не только принимать, но и реализовывать свои управленческие решения. Подчеркнем, что управление гостиничным бизнесом, особенно в текущий момент времени, осуществляется в условиях риска и ограниченности информации.
Определения самого понятия «управленческое решение» даются многими исследователями, например Г.В. Мясникова под этим понятием понимает «выбор оптимальной альтернативы, осуществленной руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций с учетом внешней и внутренней среды организации и направленной на достижение целей организации» [1]. С.Ю. Ховаев и А.С. Рыбак подчеркивают, что «…управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью» [2]. О.Б. Яресь предлагает следующее определение: «Управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение» [3]. В конечном счете все предлагаемые определения говорят нам об ответственном выборе руководителя, причем с учетом всех внутренних и внешних факторов, сопровождающих данное решение.
Говоря о процессе принятия управленческого решения на предприятии гостиничного бизнеса, следует учитывать, что это«последовательность процедур выбора» [3]. Разработка управленческий решений — это цикл. Современное развитие экономической науки требует систематизации управленческих решений. Г.В.Мясникова предлагает следующие принципы этого процесса на основе системного подхода: «1-й принцип — предполагает последовательное продвижение по всем этапам системы, т. е. система сначала исследуется в окружающей среде, а затем исследуется внутри своей структуры, 2-й— согласовывает все имеющиеся характеристики данных систем, такие как информация, надежность, ресурсообеспеченность, 3-й принцип — предполагает отсутствие конфликтов между целями подсистем, входящих в систему, и целями всей системы» [1].