Жизнь можно понять, только оглядываясь назад, но прожить ее нужно, глядя вперед.
(Серен Кьеркегор, датский философ и писатель)
Уже более двадцати лет в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства и ряде других вузов, где готовят менеджеров, читается специальный курс «Персональный менеджмент», рассматривающий искусство и науку самоорганизации, проблемы управления собственной жизнью и личной деятельностью.
На зачетах, экзаменах, в повседневном общении со студентами основой оценок освоения студентами этого курса мы стремимся сделать не просто знание теории, научной литературы, а реальное использование этих знаний при решении студентами собственных жизненных проблем.
В данном случае речь идет о значимости проблемы эффективности личной работы применительно к университетским менеджерам: работникам ректоратов, деканам, заведующим кафедрами, руководителям структурных подразделений университетов. От эффективности их личной деятельности зависят результаты работы подчиненных им коллективов.
В стране сегодня более 700 высших учебных заведений, не считая большого количества их филиалов [1] (табл. 1).
По данным Министерства науки и высшего образования России [2], численность руководящих кадров российских высших учебных заведений составляет около 30 тыс. человек (29405 чел.). В том числе это 713 ректоров, около тысячи директоров институтов и 3000 деканов факультетов (2861) и более 16 тыс. заведующих кафедрами (табл. 2).
Очевидно, что проблемы организации личного труда университетских менеджеров и эффективности их личной деятельности играют не последнюю роль в обеспечении эффективности деятельности их университетов и структурных подразделений.
Отметим, что аспект личной организации вузовских управленцев исследован слабо и требует более пристального внимания исследователей в силу своей остроты и актуальности.
На основе опыта Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, опираясь на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, группой профессоров Пензы, Волгограда и Нижнего Новгорода (Резник С.Д., Бондаренко В.В., Соколов С.Н., Удалов Ф.Е.) был разработан и выдержал уже шесть изданий первый в России учебник для вузов по проблемам самоорганизации менеджеров — «Персональный менеджмент», получивший в свое время гриф Министерства образования Российской Федерации [4].