По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Универсальные навыки: интерпретации и роль в условиях кризиса

Грошев Александр Романович д-р экон. наук, профессор, Сургутский государственный университет 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, Е-mail: shirinkina86@ yandex.ru
Ширинкина Елена Викторовна д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет 628412, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, пр. Ленина, д. 1, Е-mail: shirinkina86@ yandex.ru

Актуальность исследования обусловлена тем, что новому цифровому миру нужны не только цифровые навыки, а более широкий спектр компетенций, именуемых универсальными. Эмпирической базой исследования послужили исследования доклада Всемирного экономического форума New Vision for Education; отчета Всемирного банка Learning to Realize Education’s Promise; исследования Азиатского общества в докладе System Supports for 21st Century Competencies. В статье автором представлена модель универсальных навыков Skills 4.0, что позволит увидеть объемную картину влияния универсальных навыков на нашу жизнь, а сформированная стратегия развития универсальных навыков будет полезна и для образовательных учреждений, и для работодателей при обучении персонала.

Литература:

1. Институт образования НИУ ВШЭ. Вклад в будущее [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/ share/360763569.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

2. Всемирный банк. Learning to Realize Education’s Promise. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb. int/report/world/world-developmentreport-2018-learning-realize-education-spromise (дата обращения: 09.07.2021).

3. Глобальный институт «Азиатское общество». System Supports for 21st Century Competencies. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://asiasociety.org/ files/system-supports-for-21st-centurycompetencies-2016_0.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

4. Доклад Всемирного экономического форума. New Vision for Education. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEFUSA_ NewVisionforEducation_Report2015.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

5. Global Education Futures. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. URL: https://futuref.org/futureskills_ ru (дата обращения: 09.07.2021).

6. IBM Institute for Business Value. The rise of the digital learning ecosystem. How the platform model is reinventing talent development, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www-935.ibm.com/services/ us/gbs/thoughtleadership/digitallearning/ (дата обращения: 12.09.2021).

7. Микрообучение — особенности, преимущества и недостатки». 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://edurussian.ru/mikroobuchenie-osobennostipreimushchestva-i-nedostatki.html (дата обращения: 12.02.2021).

8. Институт образования НИУ ВШЭ. Вклад в будущее [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/ share/360763569.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

9. Фаликман М. В. Психология образовательных процессов». 2013 [Электронный ресурс]. URL: https:// postnauka.ru/courses/54141 (дата обращения: 12.02.2021).

10. Ширинкина Е.В. Модель универсальных навыков SKILLS 4,0 // Экономика образования. 2021. № 1 (122). С. 34–40.

11. Куприяновский В. П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П. и др. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №5 (1). С. 19–25.

Большинство экспертных организаций, комиссий и советов, занимающихся стратегическими вопросами трансформации образовательной сферы, сходятся во мнении, что новому цифровому миру нужны не только цифровые навыки, а более широкий спектр компетенций1 .

Представим себе водителя, который оказался в стране с непривычными для себя правилами движения и вынужден перестраивать под них свои рутинные способы действия. В такой ситуации особенно важным оказывается не только умение водить автомобиль, но и внимательность, стрессоустойчивость, быстрота реакции — то, что выходит за пределы только водительского опыта. Этот упрощенный образ позволяет представить роль универсальных навыков в ситуации кризиса, когда старые модели поведения уже не работают, а новые только формируются. Как организаторы обучения интерпретируют эту роль в ситуации, когда даже такие консервативные сферы, как здравоохранение и образование, вынуждены в массовом порядке и в кратчайшие сроки внедрять практики работы в цифровой среде?

Метанавыки (надпрофессиональные навыки) — это те компетенции, которые необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в любой сфере.

У универсальных, кросс-функциональных навыков существует множество определений и трактовок— их можно интерпретировать и как надпрофессиональные компетенции, и как базовые способы мышления и работы с информацией, которые дают возможность более эффективно осваивать новые знания и формировать новые навыки в будущем. Столкнувшись с необходимостью перехода в онлайн, приходится учитывать две важные составляющие [1]:

• наличие технических возможностей и технической грамотности;

• готовность руководителей и сотрудников адаптироваться к новым условиям работы, которая включает в себя развитые универсальные навыки обучения, самоорганизации, коммуникации.

Очень многое сегодня зависит от лидерских качеств руководителей: насколько эффективно они смогут перестроить команды в другой формат взаимодействия, другой рабочий режим. Здесь тоже большую роль играют кросс-функциональные навыки: умение эффективно взаимодействовать, критически мыслить, креативно анализировать существующие возможности [2].

Для Цитирования:
Грошев Александр Романович, Ширинкина Елена Викторовна, Универсальные навыки: интерпретации и роль в условиях кризиса. Кадровик. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: