Большинство экспертных организаций, комиссий и советов, занимающихся стратегическими вопросами трансформации образовательной сферы, сходятся во мнении, что новому цифровому миру нужны не только цифровые навыки, а более широкий спектр компетенций1 .
Представим себе водителя, который оказался в стране с непривычными для себя правилами движения и вынужден перестраивать под них свои рутинные способы действия. В такой ситуации особенно важным оказывается не только умение водить автомобиль, но и внимательность, стрессоустойчивость, быстрота реакции — то, что выходит за пределы только водительского опыта. Этот упрощенный образ позволяет представить роль универсальных навыков в ситуации кризиса, когда старые модели поведения уже не работают, а новые только формируются. Как организаторы обучения интерпретируют эту роль в ситуации, когда даже такие консервативные сферы, как здравоохранение и образование, вынуждены в массовом порядке и в кратчайшие сроки внедрять практики работы в цифровой среде?
Метанавыки (надпрофессиональные навыки) — это те компетенции, которые необходимы человеку для того, чтобы быть успешным в любой сфере.
У универсальных, кросс-функциональных навыков существует множество определений и трактовок— их можно интерпретировать и как надпрофессиональные компетенции, и как базовые способы мышления и работы с информацией, которые дают возможность более эффективно осваивать новые знания и формировать новые навыки в будущем. Столкнувшись с необходимостью перехода в онлайн, приходится учитывать две важные составляющие [1]:
• наличие технических возможностей и технической грамотности;
• готовность руководителей и сотрудников адаптироваться к новым условиям работы, которая включает в себя развитые универсальные навыки обучения, самоорганизации, коммуникации.
Очень многое сегодня зависит от лидерских качеств руководителей: насколько эффективно они смогут перестроить команды в другой формат взаимодействия, другой рабочий режим. Здесь тоже большую роль играют кросс-функциональные навыки: умение эффективно взаимодействовать, критически мыслить, креативно анализировать существующие возможности [2].