По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.015

Умение услышать собеседника как важная компетенция эффективного менеджера

Резник Семен Давыдович д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой «Менеджмент», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: disser@bk.ru
Чемезов Игорь Станиславович канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, E-mail: chemezoff@list.ru,
Егорова Анна Олеговна студентка, Институт экономики и менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Е-mail: anya-shadrina@mail.ru

В статье раскрывается смысловое содержание и отличия понятий «слышать» и «слушать», обобщаются типичные ошибки менеджеров, препятствующие эффективному слушанию, предлагаются практические приемы эффективного слушания.

Литература:

1. Браим М.Н. Этика делового общения. — Минск, 2013.

2. Самоорганизация и личная эффективность: секреты иуроки жизни организованного человека / С.Д. Резник, В.Р. Усов. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 284 с.

3. АтватерИ. Явас слушаю...— М., 1989.

4. Гоулстон М. Я слышу вас насквозь. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

5. Феррари Б. Умение слушать. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

6. Адлер М. Иск усство говорить и слушать. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

7. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. — М. 2011.

8. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М.: Джон Уайли энд Санз, 2015.

9. Дебольский М. Психология делового общения. — М.: ИНФРА-М, 2011.

10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. — М., 2012.

11. Mehrabian, Albert ; Wiener, Morton. Decoding of Inconsistent Communications // Journal of Personality and Social Psychology. — 1967. — № 6 (1). — Р. 109–114.

12. Альберт Меграбян // Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/ Albert_Mehrabian.

13. Каптерев А. Мастерство презентации: как создавать презентации, которые могут изменить мир / пер. с англ. С. Кировой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2012. — 336 с.

14. Каптерев А . Правило 7%-38%-55% // LiveJournal [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// kapterev.livejournal.com/560805.html.

15. Манн, И.Б. Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь / И. Манн. — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2014. — 240 с.

16. Миримский Л.Ю., Мозго вой А.М., Пашкевич Е.К. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. — Воронеж, 2011.

17. Резник С.Д. Записывать или запоминать? Практические советы руководителю // Вестник Евразийской науки. — 2018. — Т. 10, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// esj.today/PDF/81ECVN318.pdf.

18. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. — СПб.: Питер, 2008.

19. Персона льный менеджмент: учебник / С.Д. Резник и др. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: И НФРА-М, 2016. — 590 с.

20. Беквит Г. Сам себе бренд. — М.: Альпина Паблишер, 2007.

21. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий. — М., 2012.

Кто говорит, тот сеет, кто слушает — тот собирает жатву.

Пьер Буаст, лексикограф

У нас есть два уха и один рот, чтобы мы могли слушать вдвое больше, чем говорить.

Эпиктет, греческий философ

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны ученых и специалистов-практиков. Они стремились обобщить свой опыт делового общения в той или иной сфере, соотнести его с выработанными человечеством нормами нравственности и сформулировать основные принципы и правила поведения человека в деловой обстановке.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности [1].

Слушание — это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.

Беда многих руководителей и деловых людей состоит в том, что нередко они не умеют быть терпеливыми и внимательными слушателями. Эффективность слушания во всём мире падает. Мы воспринимаем и запоминаем не более 25% того, что слышим. В итоге возникает необходимость повторять, переделывать — следовательно, терять время, снижать личную эффективность работы.

Известный консультант и бизнес-технолог Валерий Усов по этому поводу замечает [2]: «Тема «услышать собеседника» сегодня самая важная для любого взаимодействия: на работе и дома, в дружбе и любви, с детьми, в продажах, в обслуживании — абсолютно везде, где есть кто-то, кроме нас, и нам нужно общаться друг с другом. Сегодня в России с этим катастрофа. Мы вышли на первое место в мире по разводам. Так мы «умеем» слушать друг друга в семье. За 2015–2017 год количество детских самоубийств выросло на 60 %. Так мы «слышим» своих детей. Самые популярные тренинги в бизнесе — это управление конфликтами, активные продажи и личностный рост. Мы учимся манипулировать людьми, а не слушать их».

Для Цитирования:
Резник Семен Давыдович, Чемезов Игорь Станиславович, Егорова Анна Олеговна, Умение услышать собеседника как важная компетенция эффективного менеджера. Кадровик. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: