По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.526(470+571)

Удаленная занятость: обзор практик в России

Скавитин Алексей Васильевич канд. экон. наук, доцент, директор Института экономики и управления, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: skavitin2000@mail.ru

Удаленная занятость со временем переходит в разряд часто встречаемых способов организации труда. Этому способствует развитие IT-инфраструктуры, программных решений и средств коммуникации, повышение их доступности и производительности наряду со снижением издержек на овладение и обслуживание. В 2013 г. особенности регулирования труда дистанционных работников нашли свое закрепление в виде отдельной главы в Трудовом кодексе РФ. В статье приводятся результаты различных исследований и опросов, посвященных изучению удаленной занятости в России, и раскрывающие ее особенности. Отмечены примеры внедрения программ удаленной занятости в деятельности российских организаций.

Литература:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации.

2. Скавитин А.В. Телеработа в Европе или работающие «без столов» // Управление персоналом. – 2004. – № 22. – С. 18–21.

3. Скавитин А.В. Телеработа в мировой экономической практике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 6. – С. 108–117.

4. По л и т и к а з а н я т о с т и в р ег ион а л ь ном контексте социа льно-трудовы х отношений: коллективная монография / ред. проф. В.Н. Ярская, проф. Д.В. Зайцев. – Саратов: ИД «МарК», 2013. – 201 с.

5. Водянова С. Дистанционная занятость как способ повышения эффективности бизнеса и новый тренд на рынке труда. Перспективы распространения в России, 2014 – 2020 гг. (доклад J`son & Partners Consulting и Битрикс24) [Электронный ресурс]. – Реж и м д о с т у п а : ht t p://j s o n .t v/i c t _ t e l e c o m _ a na ly t ics_v iew/polnaya-versiya-prezentatsiigeneralnogo-direktora-svetlany-vodyanovoy-spress-konferentsii-bitriks24-i-json-partnersconsulting-20150617030352.

6. Юзбекова И. Пятая часть россиян будет работать уда ленно к 2020 год у [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://w w w.rbc.ru/ technology_and_media/17/06/2015/5580515f9a794 7e7bf4bfc99.

7. Лелюк А. Россия сэкономит более 1 трлн рублей от перехода на дистанционную работу в 2020 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bitrix24.ru/blogs/notice/rossiyasekonomit-bolee-1-trln-rubley-ot-perekhoda-nadistantsionnuyu-.php.

8. Удаленная работа в цифрах и диаграммах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// habrahabr.ru/company/moikrug/blog/330076.

9. Avaya объявляет об итогах нового независимого исследования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://newsdesk.pcmag.ru/node/9537.

10. Верещагина Л. Как «Билайн» отправил домой тысячи сотрудников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/ business/story/259078-beefree.

11. Киселев И. Новый облик трудового права в странах Запада: прорыв в постиндустриальное общество // Управление персоналом. – 2002. – № 4. – С. 20–24.

12. Скавитин А.В. Кейс-практикум по экономико-правовому регулированию социально-трудовых отношений: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 148 с.

Удаленная занятость постепенно из новомодной диковинки превращается в органичный способ организации труда для ряда отечественных компаний. Во многом этому способствует как улучшение и развитие IT-инфраструктуры и соответствующих программных решений, так и законодательное регулирование дистанционной работы посредством инкорпорации в ТК РФ самостоятельной главы.

В контексте трудового законодательства не употребляется термин «уда ленна я» работа, на против, дано определение дистанционной работы в ст. 3121 как выполнения «определенной трудовым договором функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационны х сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» [1].

В рамках настоящей статьи мы намеренно не будем делать упор на терминологические различия между удаленной и дистанционной занятостью, наоборот, понимая под этими терминами синонимы обозначения одного и того же явления. К тому же, в соответствии с ч. 2 ст. 3121 дистанционными работника ми счита ются лишь лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Но на практике количество лиц, работающих удаленно, либо использующих элементы дистанционной занятости, много шире круга лиц, в чьих трудовых договорах об этом будет прямо указано. Тем более, что и в соответствии с зарубежной практикой градация телезанятости (telework, альтернативное обозначение удаленной работы) складывается между постоянно удаленной и до нескольких часов/дней в неделю [2, с. 18–20], [3, с. 108–110].

Нам важно обратить внимание именно на явление удаленной работы, в самом широком смысле, и на особенности складывающихся в России практик ее применения. В связи с этим обращают на себя внимание появившиеся в последнее время обзоры/опросы работодателей, раскрывающие разнообразные аспекты дистанционной занятости в России.

Для Цитирования:
Скавитин Алексей Васильевич, Удаленная занятость: обзор практик в России. Кадровик. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: