Удаленная занятость постепенно из новомодной диковинки превращается в органичный способ организации труда для ряда отечественных компаний. Во многом этому способствует как улучшение и развитие IT-инфраструктуры и соответствующих программных решений, так и законодательное регулирование дистанционной работы посредством инкорпорации в ТК РФ самостоятельной главы.
В контексте трудового законодательства не употребляется термин «уда ленна я» работа, на против, дано определение дистанционной работы в ст. 3121 как выполнения «определенной трудовым договором функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационны х сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» [1].
В рамках настоящей статьи мы намеренно не будем делать упор на терминологические различия между удаленной и дистанционной занятостью, наоборот, понимая под этими терминами синонимы обозначения одного и того же явления. К тому же, в соответствии с ч. 2 ст. 3121 дистанционными работника ми счита ются лишь лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Но на практике количество лиц, работающих удаленно, либо использующих элементы дистанционной занятости, много шире круга лиц, в чьих трудовых договорах об этом будет прямо указано. Тем более, что и в соответствии с зарубежной практикой градация телезанятости (telework, альтернативное обозначение удаленной работы) складывается между постоянно удаленной и до нескольких часов/дней в неделю [2, с. 18–20], [3, с. 108–110].
Нам важно обратить внимание именно на явление удаленной работы, в самом широком смысле, и на особенности складывающихся в России практик ее применения. В связи с этим обращают на себя внимание появившиеся в последнее время обзоры/опросы работодателей, раскрывающие разнообразные аспекты дистанционной занятости в России.