В соответствии со ст. 1 ТК РФ отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя входят в предмет трудового права.
В ст. 196 ТК РФ отношения по подготовке работников уточняются как отношения по профессиональному образованию и профессиональному обучению.
Под ученической правосубъектностью понимается способность лица иметь и лично осуществлять ученические права и обязанности, а в случаях их несоблюдения нести предусмотренную трудовым законодательством ответственность.
Содержание правосубъектности ученика составляют ученическая правоспособность и ученическая дееспособность, которые едины и нераздельны.
Ученическая правоспособность — это возможность иметь ученические права и обязанности. Ученическая дееспособность — это способность своими действиями приобретать, осуществлять ученические права и обязанности, а в случаях их несоблюдения нести предусмотренную трудовым законодательством ответственность.
Ученическая правоспособность возникает с достижением определенного законом возраста.
Ученик — физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 15 лет и в соответствии с федеральным законом оставившие образовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать ученический договор без ущерба для освоения образовательной программы (ст. 63 ТК РФ).
Представляется не совсем обоснованным тезис о том, что ученическая и трудовая правосубъектность должны наступать одновременно [1], ибо реально ученическая правосубъектность может возникнуть (и на практике возникает) ранее трудовой. В данном контексте важно то, чтобы к окончанию профессионального обучения «ученик» достиг возраста, по достижению которого может возникнуть трудовая правосубъектность.
(Небезынтересна ст. 10 закона г. Москвы от 16.06.1999 №25 «О ремесленной деятельности в городе Москве» (с изм. от 07.04.2010 №10):