По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.487 DOI:10.33920/igt-1-2509-01

Цифровые аватары в музеях: методы популяризации исторических артефактов среди молодежи

А. С. Семенов Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: semenov-als@rudn.ru
Н. Н. Балев Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1032205837@pfur.ru
О. Ю. Зевеке Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: O_zeveke@pfur.ru

В статье рассматриваются возможности и необходимость применения интерактивных технологий для преобразования выставочного музейного пространства в соответствии с изменяющейся целевой аудиторией. Также затрагиваются исследования технологий и источников финансирования для применения цифровых аватаров.

Литература:

1. Баранова, Н. В. Цифровые технологии в музейном деле: новые горизонты. — М.: Наука, 2021. — 250 с.

2. Кузнецова, Е. А. Интерактивные технологии как средство вовлечения молодежи в музейное пространство / Е. А. Кузнецова // Музей и время. — 2020. — № 2. — С. 45–52.

3. Петров, И. С. Виртуальная реальность в музейном образовании: опыт и перспективы. — СПб.: Издательство РГГУ, 2022. — 180 с.

4. Сидорова, А. В. Использование цифровых аватаров в музеях: от идеи до реализации / А. В. Сидорова // Вестник музейного дела. — 2019. — № 3. — С. 33–40.

5. Федорова, М. А. Интерактивные выставки: как технологии меняют восприятие искусства / М. А. Федорова // Искусство и технологии. — 2021. — № 1. — С. 12–19.

6. Яковлева, Т. Н. Технологии дополненной реальности в музейных экспозициях: новые возможности / Т. Н. Яковлева // Образование и культура. — 2020. — № 4. — С. 58–65.

1. Baranova, N. V. Digital technologies in museum work: new horizons. Moscow: Nauka, 2021, 250 p.

2. Kuznetsova, E. A. Interactive technologies as a means of involving young people in the museum space. E. A. Kuznetsova. Museum and Time. 2020, No. 2, рр. 45–52.

3. Petrov, I. S. Virtual reality in museum education: experience and prospects. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State University for the Humanities, 2022, 180 p.

4. Sidorova, A. V. Use of digital avatars in museums: from idea to implementation. Bulletin of museum business. 2019, No. 3, рр. 33–40.

5. Fedorova, M. A. Interactive exhibitions: how technologies change the perception of art. Art and technology. 2021, No. 1, рр. 12–19.

6. Yakovleva, T. N. Augmented reality technologies in museum expositions: new possibilities. Education and culture. 2020, No. 4, рр. 58–65.

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.07.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.07.2025.

Введение цифровых аватаров в музейные экспозиции представляет собой инновационный подход, направленный на привлечение молодежной аудитории и создание более интерактивного и увлекательного опыта взаимодействия с культурным наследием. В условиях стремительного развития технологий и цифровизации общества традиционные методы музейного образования становятся менее привлекательными для современных молодых людей. Цифровые аватары могут стать эффективным инструментом, способствующим изменению этого тренда.

Цифровые аватары — это виртуальные персонажи, которые могут взаимодействовать с посетителями, предоставляя информацию о выставленных артефактах, рассказывая истории и делая процесс обучения более доступным и интерактивным. Они могут быть разработаны на основе исторических личностей, археологов или даже вымышленных персонажей, что добавляет элемент развлечения и вовлеченности в музейный опыт.

Одним из основных преимуществ использования цифровых аватаров является возможность персонализации взаимодействия. Молодежь, как правило, ищет уникальный и интересный контент, и цифровые аватары могут адаптироваться к интересам и предпочтениям посетителей, предлагая различные сценарии и пути исследования экспозиции. Это позволяет создать атмосферу, в которой каждый посетитель может стать активным участником, а не просто пассивным наблюдателем.

Кроме того, цифровые аватары могут использоваться для создания игровых элементов в музейных экспозициях, что еще больше повышает интерес молодежи. Например, можно организовать квесты или интерактивные задания, где аватары будут выступать в роли наставников или помощников, направляющих участников в их исследовательском путешествии. Такой подход не только способствует лучшему усвоению информации, но и формирует положительное отношение к музеям как к пространствам для обучения и развлечения.

Для Цитирования:
А. С. Семенов, Н. Н. Балев, О. Ю. Зевеке, Цифровые аватары в музеях: методы популяризации исторических артефактов среди молодежи. Гостиничное дело. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: