Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.
Цифровая трансформация различных сфер общественной жизни уже много лет находится в политической повестке дня в РФ. Безусловно, пандемия COVID-19 усилила акценты на цифровизации в сфере экономики, здравоохранения и образовании. Однако в целом цифровизация задолго до острого импульса пандемии рассматривалась как необходимый компонент повышения качества жизни граждан. Так, на сегодняшний день цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы определена в России как одна из целей национального развития (Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»), что предполагает автоматизацию принятия управленческих решений и совершенствование средств управления цифровыми данными. С одной стороны, цифровая трансформация является мощной политической идеей, с другой стороны, работодатели, как правило, довольно устойчивы к институциональным изменениям и не часто формируют свои стратегические планы в развитии бизнеса, основываясь на государственных стратегиях и целях национального развития. Другими словами, стратегии развития работодателей как субъектов предпринимательской деятельности приводят к фрагментарному внедрению цифровых технологий и продуктов без формирования единой цифровой среды в трудовых отношениях и системного подхода к достижению целей по привлечению капитала, в том числе путем использования цифровых технологий в регулировании трудовых отношениях.
Наиболее яркими примерами внедрения цифровизации в трудовые отношения на раннем этапе можно считать электронный документооборот (Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи») и электронные цифровые книжки (Федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»). В обоих случаях имела место преимущественно реактивная стратегия работодателей: они обратились к этой идее, только когда к ней подтолкнул законодатель (в обязательном либо частично обязательном порядке).