По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.2

Цифровой профиль государственного гражданского служащего как современная мера по противодействию коррупции*

Радова Софья Алексеевна юрист, E-mail: radova02so@ gmail.com
Томашевский Кирилл Леонидович д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, 420111, Россия, г. Казань, ул. Московская, д. 42, SPIN-код: 8440-8299, AuthorID 733330, ID ORCID 0000-00024098-4943, Researcher IDK-9961-2016, E-mail: k_ tomashevski@mail.ru

Электронные базы данных, включающие цифровые профили государственных гражданских служащих, являются современным источником хранения их персональных данных. Переход на цифровые профили государственных гражданских служащих, обеспеченный должным уровнем цифровой безопасности в условиях построения Общества 4.0, — это крайне актуальный теоретико-прикладной вопрос, который требует тщательного изучения со стороны правовой доктрины для использования в практике государственного управления кадрами на государственной службе в Российской Федерации. Изученный опыт зарубежных стран (прежде всего Китая) и отечественная разработка (ГИС «Посейдон») доказывают, что цифровая платформа, основанная на технологии искусственного интеллекта, обученная на основе больших данных, является беспристрастным инструментом в надзоре за деятельностью государственных гражданских служащих, помогающим мобилизировать информацию из различных источников (включая цифровые профили). По мнению авторов статьи, благодаря внедрению данного цифрового инструмента можно будет выявлять факты, имеющие значение для государственной гражданской службы, в том числе конфликт интересов и признаки коррупционных правонарушений.

Литература:

1. Локтионова Ю. Н. Механизм использования инфраструктуры цифрового профиля в цифровой экономике / Ю. Н. Локтионова, О. Н. Янина // Вестник Екатерининского института. — 2023. — № 4 (64). — С. 18–21.

2. Рожкова А. Ю. Правовой статус работника: цифровой профиль и цифровые доходы / А. Ю. Рожкова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2021. — Т. 38. — № 2. — С. 99–107. DOI: 10.21779/2224-0241-2021-38-2-99-107.

3. Серова А. В. Цифровой профиль работника и квотирование рабочих мест для инвалидов: есть ли точки соприкосновения? / А. В. Серова // Трудовое право в России и за рубежом. — 2025. — № 3. — С. 19–22. DOI: 10.18572/2221-3295-20253-19-22.

4. Филипова И. А. Алгоритмический менеджмент и цифровое профилирование в сфере труда / И. А. Филипова // Трудовое право в России и за рубежом. — 2023. — № 1. — С. 16–18. DOI: 10.18572/2221-3295-2023-1-16-18.

5. Щербакова О. В. Цифровой профиль работника как инструмент цифровой трансформации трудовых отношений / О. В. Щербакова // Кадровик. — 2025. — № 4. — С. 8–16.

6. Цирин А. М. Цифровое профилирование на государственной службе: понятие и перспективы правового регулирования / А. М. Цирин // Журнал российского права. — 2022. — Т. 26. — № 10. — С. 97–109. — DOI: 10.12737/ jrl.2022.108.

7. Трощинский П. В., Молотников А. Е. Особенности нормативно-правового регулирования цифровой экономики и цифровых технологий в Китае // Правоведение. — 2019. — Т. 63. — № 2. — С.309–326. https://doi.org/10.21638/ spbu25.2019.207.

8. Köbis N., Starke Ch., Rahwan I. Artificial Intelligence as an Anti-Corruption Tool (AI-ACT) Potentials and Pitfalls for Top-down and Bottomup Approaches [Электронный ресурс]. — URL: https://arxiv.org/pdf/2102.11567.pdf (дата обращения: 01.10.2025).

* Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП).

Актуальность и новизна данной темы заключаются в том, что проблема имеет непосредственную связь с техническими наработками четвертой промышленной революции, связанной с построением цифровой экономики, сервисного государства и Общества 4.0. Сложность и новизна темы обусловлены также ее междисциплинарностью, поскольку в ней переплетены нормы конституционного, административного права, а также так называемого цифрового права как формирующейся новой отрасли национального права. Данная проблематика находится в поле научного поиска представителей не только юридической, но и экономической науки, психологии и социологии.

Цель исследования заключается в научно-прикладном анализе проблем и перспектив введения цифрового профиля государственного гражданского служащего с учетом передового опыта зарубежных стран и собственных IT-разработок.

Методология. Методологическую основу статьи составляет диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные и частноправовые методы исследования, включая формально-юридический, сравнительно-правовой, логические приемы.

Данную проблематику анализируют различные исследователи. Ю.Н.Локтионова и О.Н. Янина затрагивали вопрос цифрового профиля с экономической точки зрения [1]. Разработкой юридических аспектов цифрового профиля работника занимаются ученые-юристы А.Ю. Рожкова, А. В. Серова, И. А. Филипова, О.В. Щербакова [2–5].

Вместе с тем проблематика цифрового профиля государственных гражданских служащих с позиции противодействия коррупции пока не была глубоко исследована внауке.

Правовая доктрина дает множество определений цифровой платформе и цифровому профилю как возможному элементу этой платформы, а также определенным признакам, которые должны быть ей присущи.

Цифровые технологии являются незаменимым помощником уже на данном этапе развития, потому что они берут на себя механическую работу, освобождая время людей на важные задачи. Кроме практической и социальной полезности цифровизации, она может быть также эффективна в контроле со стороны государства за деятельностью государственного гражданского служащего. Одним из способов контроля является введение обязательного цифрового профиля государственного служащего.

Для Цитирования:
Радова Софья Алексеевна, Томашевский Кирилл Леонидович, Цифровой профиль государственного гражданского служащего как современная мера по противодействию коррупции*. Кадровик. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: