* Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП).
Актуальность и новизна данной темы заключаются в том, что проблема имеет непосредственную связь с техническими наработками четвертой промышленной революции, связанной с построением цифровой экономики, сервисного государства и Общества 4.0. Сложность и новизна темы обусловлены также ее междисциплинарностью, поскольку в ней переплетены нормы конституционного, административного права, а также так называемого цифрового права как формирующейся новой отрасли национального права. Данная проблематика находится в поле научного поиска представителей не только юридической, но и экономической науки, психологии и социологии.
Цель исследования заключается в научно-прикладном анализе проблем и перспектив введения цифрового профиля государственного гражданского служащего с учетом передового опыта зарубежных стран и собственных IT-разработок.
Методология. Методологическую основу статьи составляет диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные и частноправовые методы исследования, включая формально-юридический, сравнительно-правовой, логические приемы.
Данную проблематику анализируют различные исследователи. Ю.Н.Локтионова и О.Н. Янина затрагивали вопрос цифрового профиля с экономической точки зрения [1]. Разработкой юридических аспектов цифрового профиля работника занимаются ученые-юристы А.Ю. Рожкова, А. В. Серова, И. А. Филипова, О.В. Щербакова [2–5].
Вместе с тем проблематика цифрового профиля государственных гражданских служащих с позиции противодействия коррупции пока не была глубоко исследована внауке.
Правовая доктрина дает множество определений цифровой платформе и цифровому профилю как возможному элементу этой платформы, а также определенным признакам, которые должны быть ей присущи.
Цифровые технологии являются незаменимым помощником уже на данном этапе развития, потому что они берут на себя механическую работу, освобождая время людей на важные задачи. Кроме практической и социальной полезности цифровизации, она может быть также эффективна в контроле со стороны государства за деятельностью государственного гражданского служащего. Одним из способов контроля является введение обязательного цифрового профиля государственного служащего.