* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № ВНШ/25-СГ.
Несколько лет назад, а именно в 2019 г., на законодательном уровне начала реализовываться идея о создании правового регулирования цифрового профиля. Так, в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Закон №747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)»]. В частности, предлагались следующие новшества.
Сформулировано определение понятия «цифровой профиль» как совокупность сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации. Согласно данной дефиниции, совокупность сведений закреплена в качестве конститутивного признака понятия цифрового профиля. Среди источников сведений, включаемых в цифровой профиль, указаны информационные системы государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, единая система идентификации и аутентификации. В качестве инфраструктуры цифрового профиля определена совокупность информационных систем в единой системе идентификации и аутентификации, обеспечивающих доступ к цифровому профилю. Цель цифрового профилирования обозначена как обмен сведениями в электронной форме между физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Данный законопроект является примером общего направления цифрового профилирования, когда речь идет о цифровом профиле в целом. Но, к сожалению, оно пока воплощается на уровне стратегического планирования: в январе 2022 г. было принято решение об отклонении упомянутого законопроекта. Причиной тому стал низкий уровень проработки текста законопроекта: в своих заключениях ответственный комитет, комитеты-соисполнители, правовое управление указали на значительный ряд недостатков, выраженных, например, в виде несогласованности его положений с другими положениями российского законодательства, отсутствия четких формулировок используемых понятий, конкретных правил реализации задуманного механизма формирования и ведения цифрового профиля и др.