Современная конкурентная среда требует перманентного повышения производительности труда, роста эффективности и качества товаров и услуг. И если ранее предприятия в первую очередь обращались к автоматизации для оптимизации осуществления производственных и технологических процессов, сокращения длительности производственных циклов и т. п., то сегодня на повестке дня вопросы автоматизации процессов в области управления и, в частности, персоналом.
За последние годы наблюдается стабильный рост рынка систем управления персоналом (HRM-систем), обусловленный потребностью компаний в получении данных для принятия эффективных управленческих решений, отвечающих специфике бизнеса и организации работы сотрудников. В условиях возросших требований к специалистам информационные системы (в том числе HRM-системы) за счет удобных и простых в использовании сервисов снимают дополнительную нагрузку на HR-специалистов и позволяют максимально эффективно использовать человеческие ресурсы.
По оценке делового портала TAdviser, объем российского рынка HRM-систем демонстрирует положительную динамику (см. рисунок).
В подтверждение направления движения рынка TAdviser представил результаты деятельности участников рынка, выражающиеся в выручке от HRM-проектов (табл. 1).
Известно, что рынок HRM-систем делится на два сегмента:
• первый сегмент охватывает информационные системы, ориентированные на выполнение учетнорасчетных функций по управлению персоналом (расчет заработной платы, отпусков и командировок, премий и компенсаций) и ведение кадрового делопроизводства.
• второй сегмент сфокусирован на создании и распространении информационной оценки эффективности работы персонала и включает такие процессы, как: управление подбором персонала, адаптацией и обучением; определение трудового потенциала сотрудников; планирование кадровой преемственности и развития кадрового потенциала; организационное проектирование и планирование численности. Именно в данной части рынка за последние годы наблюдается рост — в первую очередь за счет появления первых внедрений и замены ранее используемых разрозненных управленческих решений на комплексные, позволяющие оптимизировать процессы и получать ранее недоступные данные.