В настоящее время мировая экономика приобретает электронный цифровой характер. Интернет как важная информационная технология становится символом новой эпохи, новых политических и экономических реалий, неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это делает его необходимым средством ведения бизнеса. Индустрия гостеприимства, туристический бизнес — это один из динамично развивающихся сегментов цифровой экономики. Электронная коммерция значительно повышает эффективность работы туристических и гостиничных компаний с реальными и потенциальными клиентами, особенно в условиях пандемии COVID-19 [1].
Происходящее сегодня слияние онлайн- и офлайн-сферы подтверждает перспективы цифровой экономики. Доля цифровой экономики в ВВП развитых стран c 2010 по 2016 г. выросла с 4,3 до 5,5 %, а в ВВП развивающихся стран — с 3,6 до 4,9 %. В странах G20 этот показатель вырос за пять лет с 4,1 до 5,3 %. Лидером по доле цифровой экономики в ВВП являлась Великобритания — 12,4 % (табл. 1). Boston Consulting Group прогнозировала, что объем цифровой экономики к 2035 г. может достичь 16 трлн долл. США [14].
Для оценки готовности стран к цифровой экономике Всемирный экономический форум предложил в 2016 г. использовать новую версию международного индекса сетевой готовности, которая была представлена в докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016 г. Индекс измерял, насколько хорошо экономики стран используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния [11], а также оценивает факторы, влияющие на развитие цифровой экономики. Согласно указанному исследованию, Российская Федерация занимала 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий у России было 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров: Финляндии, Швейцарии, Швеции, Израиля, Сингапура, Нидерландов, США, Норвегии, Люксембурга и Германии. Анализ данных показывал и недостаточно высокий темп роста цифровой экономики в России [13].