По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Цифровизация экономики и развитие электронных услуг в сфере гостеприимства и туризма

В. А. Аксенов кандидат исторических наук, доцент, кафедра сервиса и туризма Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, e-mail: aksv5@rambler.ru
И. В. Носаков кандидат технических наук, доцент, кафедра международного бизнеса и таможенного дела, Институт экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
С. В. Аксенов менеджер проекта ООО «Аудит и Консалтинг»

Авторы рассматривают вопрос о формах электронных услуг, которые появляются на российском рынке в индустрии гостеприимства и туризма, анализируют спрос на них и предложение.

Литература:

1. Аксенов, В. А., Кирюхина, Е. М., Якушева А. М. Коронавирус и туристическая индустрия Великобритании: опыт социальной поддержки отрасли // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 4 (64).— С. 88–96.

2. Аксенов, В. А., Панфилова, М. Спрос и предложение в развитии въездного туризма Нижегородского региона // Sciences of Europe. — 2019. — № 46-2 (46). — С. 9–12.

3. Аксенов, В. А., Хмелев, И. Б., Шимин, Н. А. Анализ динамики туристического рынка Нижегородской области и выбор стратегии развития региона // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2020. — № 2 (58).— С. 7–13.

4. Аксенов, В. А., Ефремова, М. В., Шимин, Н. А. Музеи Великобритании в период пандемии коронавируса: проблемы и перспективы в условиях выхода из кризиса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 3 (63). — С. 7–12.

5. Алеева, В. А., Мочалова, Ю. Д. Применение современных информационных технологий в управлении бизнесом в сфере туризма // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018. — № 3. — С. 3–6.

6. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника / А. М. Ветитнев, Вл. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — М.: Форум, 2019. — 400 c.

7. Ленчук, Е. Б., Власкин, Г. А. Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук.— 2018. — № 5. — С. 9–21.

8. Морозов, М. А. Информационные технологии в туристской индустрии / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — М.: КноРус, 2017. — 276 с.

9. Морозов, М.А., Морозова, Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2018. — № 1. — С. 135–141.

10. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [Электронный ресурс].— URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 24.11.2020).

11. Harvard Business Review. Россия. Самые цифровые страны мира: рейтинг 2020 года. Аджай Бхалла Бхаскар Чакраворти, Рави Шанкар Чатурведи [Электронный ресурс].— URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/p23271/ (дата обращения: 03.10.2017).

12. Harvard Business Review. Россия. Самые цифровые страны мира: рейтинг 2020 года. Аджай Бхалла, Бхаскар Чакраворти, Рави Шанкар Чатурведи [Электронный ресурс]. — URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/853688 (дата обращения: 12.01.2021).

13. eTravel в России — 2019. Статистика и тенденции [Электронный ресурс]. — URL: https://datainsight.ru/eTravel_2019 (дата обращения: 24.11.2020).

14. Портал «Управление производством». Цифровизация: история, перспективы, цифровые экономики России и мира [Электронный ресурс]. — URL: https://up-pro.ru/ library/strategi/tendencii/cyfrovizaciya-trend/ (дата обращения: 24.11.2020).

1. Aksenov, V. A., Kiryukhina, E. M., Yakusheva, A. M. Coronavirus and the UK tourism industry: the experience of social support for the industry. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2021. No. 4 (64). Pp. 88–96.

2. Aksenov, V. A., Panfilova, M. Demand and supply in the development of inbound tourism in the Nizhny Novgorod region. Sciences of Europe. 2019. No. 46-2 (46). Pp. 9–12.

3. Aksenov, V. A., Khmelev, I. B., Shimin N. A. Analysis of the dynamics of the tourist market of the Nizhny Novgorod region and the choice of a strategy for the development of the region. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2020. No. 2 (58). Pp. 7–13.

4. Aksenov, V. A., Efremova, M. V., Shimin, N. A. Museums in Great Britain during the coronavirus pandemic: problems and prospects in the conditions of overcoming the crisis. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2021. No. 3 (63). Pp. 7–12.

5. Aleeva, V. A., Mochalova, Yu. D. Application of modern information technologies in business management in the field of tourism. Business education in the knowledge economy. 2018. No. 3. Pp. 3-6.

6. Vetitnev, A. M. Information technologies in socio-cultural service and tourism. Office equipment. A. M. Vetitnev, Vl. V. Kovalenko, V. V. Kovalenko. M.: Forum, 2019. 400 p.

7. Lenchuk, E. B., Vlaskin, G. A. Formation of the digital economy in Russia: problems, risks, prospects. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 5. Pp. 9–21.

8. Morozov, M. A. Information technologies in the tourism industry. M. A. Morozov, N. S.Morozov. M.: KnoRus, 2017. 276 p.

9. Morozov, M. A., Morozova, N. S. A new paradigm for the development of tourism and the hospitality industry in a digital economy. Bulletin of the Russian New University. Series: Man and Society. 2018. No. 1. Pp. 135–141.

10. Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r "On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (accessed: 24.11.2020).

11. Harvard Business Review. Russia. The most digital countries in the world: ranking 2020. Ajay Bhalla Bhaskar Chakravorty, Ravi Shankar Chaturvedi. Available at: https://hbrrussia.ru/innovatsii/trendy/p23271/ (accessed: 03.10.2017).

12. Harvard Business Review. Russia. The most digital countries in the world: ranking 2020. Ajay Bhalla, Bhaskar Chakravorty, Ravi Shankar Chaturvedi. Available at: https://hbrrussia.ru/innovatsii/trendy/853688 (accessed: 12.01.2021).

13. eTravel in Russia-2019. Statistics and Trends. Available at: https://datainsight.ru/ eTravel_2019 (accessed: 24.11.2020).

14. Portal "Management of production". Digitalization: history, prospects, digital economies of Russia and the world. Available at: https://up-pro.ru/library/strategi/tendencii/ cyfrovizaciya-trend/ (accessed: 24.11.2020).

В настоящее время мировая экономика приобретает электронный цифровой характер. Интернет как важная информационная технология становится символом новой эпохи, новых политических и экономических реалий, неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это делает его необходимым средством ведения бизнеса. Индустрия гостеприимства, туристический бизнес — это один из динамично развивающихся сегментов цифровой экономики. Электронная коммерция значительно повышает эффективность работы туристических и гостиничных компаний с реальными и потенциальными клиентами, особенно в условиях пандемии COVID-19 [1].

Происходящее сегодня слияние онлайн- и офлайн-сферы подтверждает перспективы цифровой экономики. Доля цифровой экономики в ВВП развитых стран c 2010 по 2016 г. выросла с 4,3 до 5,5 %, а в ВВП развивающихся стран — с 3,6 до 4,9 %. В странах G20 этот показатель вырос за пять лет с 4,1 до 5,3 %. Лидером по доле цифровой экономики в ВВП являлась Великобритания — 12,4 % (табл. 1). Boston Consulting Group прогнозировала, что объем цифровой экономики к 2035 г. может достичь 16 трлн долл. США [14].

Для оценки готовности стран к цифровой экономике Всемирный экономический форум предложил в 2016 г. использовать новую версию международного индекса сетевой готовности, которая была представлена в докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016 г. Индекс измерял, насколько хорошо экономики стран используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния [11], а также оценивает факторы, влияющие на развитие цифровой экономики. Согласно указанному исследованию, Российская Федерация занимала 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий у России было 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров: Финляндии, Швейцарии, Швеции, Израиля, Сингапура, Нидерландов, США, Норвегии, Люксембурга и Германии. Анализ данных показывал и недостаточно высокий темп роста цифровой экономики в России [13].

Для Цитирования:
В. А. Аксенов, И. В. Носаков, С. В. Аксенов, Цифровизация экономики и развитие электронных услуг в сфере гостеприимства и туризма. Гостиничное дело. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: