В последние годы актуальность вовлечения инвалидов в экономическую жизнь страны растет с каждым днем по нескольким причинам:
• проведение СВО. В связи с огромным потоком санкций против России со стороны Запада, проведением нами СВО на Украине и активным развитием производства, в том числе для предприятий ВПК, стране как воздух необходимы дополнительные рабочие руки (и мозги!), что могли бы обеспечить инвалиды, являющиеся, можно сказать, резервным отрядом в народном хозяйстве России. Поэтому сейчас широкое вовлечение инвалидов в трудовую деятельность является общегосударственной задачей федерального уровня [1];
• ожидание будущей государственной задачи. После окончания СВО перед всем государством остро встанет проблема трудоустройства инвалидов, точнее, она приобретет новый уровень значимости, так как уже сейчас проблема трудовой реабилитации инвалидов связана в основном с нежеланием работодателей использовать труд лиц с ограниченными возможностями. Если рассматривать труд физически здорового человека и инвалида, то производительность труда будет меньше, конечно, у инвалида. В связи с этим работодатель не желает брать на работу инвалидов, из-за уменьшения экономического эффекта, хотя это не подтверждено практикой в связи с тем, что до сих пор решается проблема вовлечения людей с инвалидностью, а не усовершенствование их труда;
• отсутствие практической поддержки инвалидов. Высокое число инвалидов, которые, будучи нуждающимися, не получают должной помощи для возвращения к полноценной семейной, общественной и трудовой жизни. Это связано с малой эффективностью правового регулирования, направленного на обеспечение реализации эргономических принципов в процессе трудоустройства лиц с ограниченными возможностями [2, 3].
Поэтому для решения проблем трудоустройства предлагается создать целостную стратегию по широкому вовлечению инвалидов в экономическую жизнь страны, которая будет учитывать следующие направления: