ХХI век ознаменовался прорывным развитием цифровых технологий, и этот процесс сегодня только набирает обороты. Одним из ключевых направлений цифровой революции является развитие робототехники и искусственного интеллекта. Всё возрастающий интерес отечественных правоведов [1] к данной сфере и ее проникновение в обычную жизнь говорит о необходимости правового осмысления взаимодействия человека и робота.
Несмотря на то что сегодня искусственный интеллект и робототехника не находятся на таком уровне развития, когда правовое регулирование обязательно, наличие риска неблагоприятных последствий вызывает необходимость выработки правовых подходов к данному явлению [2].
С точки зрения развития искусственного интеллекта и робототехники наиболее уязвимыми профессиями представляются те, которые не предполагают высокого уровня творческих решений от работников. Речь идет в первую очередь о работниках сферы обслуживания, водителях, сторожах и т. п. Замена работников данных профессий может произойти в ближайшие годы, и если для работодателя это несет, скорее, экономические выгоды от снижения издержек [3], то для общества в целом и самих работников это повлечет негативные социальные последствия. На фоне сохраняющейся остроты проблемы безработицы в нашей стране [4] высвобождение значительного числа работников с невысокой квалификацией (а значит, не всегда готовых к переобучению) может значительно усугубить социально-экономическую ситуацию. При этом очевидно, что решение данной проблемы нельзя возлагать полностью на государство или работодателей, поэтому, по нашему мнению, наиболее эффективным стало бы принятие участия в поиске компромиссного решения всех участников социально-партнерских отношений.
Сегодня в 14 странах мира разработано законодательство в сфере регулирования робототехники и искусственного регулирования.
Поскольку робототехника является новым правовым явлением, целесообразно для выработки собственных подходов к правовому регулированию обратиться к опыту зарубежных стран. Сегодня в 14 странах мира разработано законодательство в сфере регулирования робототехники и искусственного регулирования (в их числе Южная Корея, Китай, Япония, США, Германия, Франция, Эстония). Также в этой связи можно упомянуть резолюцию Европейского парламента «Нормы гражданского права о робототехнике» от 16.02.2017 [5], отдельные подходы которой могут быть учтены при совершенствовании отечественного трудового законодательства.