По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора в ХХ–ХХI веках: особенности и перспективы

Максуров Алексей Анатольевич канд. юрид. наук, преподаватель, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, Университет Парижа, Сорбонна, E-mail: maxurov78@ya.ru

В статье автор продолжит* рассматривать актуальные вопросы генезиса прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан в России в ХХ–ХХI вв. Освещая детерминанты развития данного способа защиты трудовых прав граждан, автор приходит к выводу о том, что существенной особенностью прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав является то обстоятельство, что уже с самого начала прокуратуре были предоставлены процессуальные права для защиты права на труд. В советский период истории эти права не только подтверждались, но и расширялись с точки зрения полномочий прокурора как на инициацию соответствующего судебного процесса, так и на вступление в уже начатый процесс.

Литература:

1. Максуров А. А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс // Вопросы трудового права. — 2024. — Т. 20. — № 6 (233). — С. 378–383.

2. Максуров А. А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс // Кадровик. — 2024. — № 6. — С. 31–36.

3. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // Известия ВЦИК. 16.06.1922 № 132.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Под ред. В. М. Семенова и В. А. Байдукова. — М.: Норма, 2018. — 422 с.

5. Постановление ВЦИК от 07.07.1923 «Положение о дисциплинарных судах»// Известия ВЦИК. 18.07.1923 № 159.

6. Крюков В. Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. — М.: Норма, 2020. — 326 с.

7. Еженедельник советской юстиции. — 1924. — № 23–24. — 678 с.

8. Конституция СССР 1936 года [Электронный ресурс]. — URL: http://histerl.ru/otechestve№№aia_istoria/kratko gosudarstvo_pravo/ko№stitucia_1936.htm.

9. Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк: 295-летию прокуратуры России посвящается (1722–2017). — СПб.: Петроградская сторона, 2017. — 210 с.

10. Фридинский С. Н. Военная прокуратура в России: 145 лет на службе Отечеству и Закону // Прокурор. — 2012. — № 4. — С. 81–90.

11. Максуров А. А. Координация усилий правоохранительных и контролирующих органов в сфере защиты права граждан на оплачиваемый труд // Трудовое право. — 2007. — № 11. — С. 22–29.

12. Кирилловых А. А. К истории развития правового статуса советской прокуратуры // История государства и права. — 2011. — № 24. — С. 31–37.

13. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Свод законов РСФСР. — Т. 2. — С. 123.

14. Указ Президиума ВС СССР от 16.06.1987 № 7188-XI «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР» // Ведомости ВС СССР. — 1987. — № 25. — Ст. 349.

15. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — 25.11.1995. — № 229.

16. Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. — 25.11.1995. — № 229.

17. Указ Президента РФ от 19.01.1996 № 66 (ред. от 17.04.2003) «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» // Собрание законодательства РФ. — 22.01.1996. — № 4. — Ст. 265.

18. Указ Президента РФ от 01.02.1996 № 134 «О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы» // Собрание законодательства РФ. — 05.02.1996. — № 6. — Ст. 536.

19. Указ Президента РФ от 19.02.1996 № 209 «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда» // Российская газета. — 22.02.1996. — № 36.

20. Воронин С. А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) // Административное и муниципальное право. — 2016. — № 5. — С. 433–438.

21. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. — М., 2020. — Т. 1. — С. 19–23.

22. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.10.2016) // Парламентская газета. — 05.01.2002. — № 2-5.

23. Коняхин В. П., Рыбалка А. А. Уголовно-правовая охрана трудовых прав личности: международно-правовые стандарты // Международное публичное и частное право. — 2016. — № 3. — С. 24–29.

24. Скуратов Ю. И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка // Законность. — 1996. — № 12. — С. 3–7.

25. Максуров А. А. Проблемы соблюдения права на труд в условиях пандемии коронавируса // Кадровик. — 2020. — № 4. — С. 56–62.

26. Максуров А. А. Координация деятельности субъектов права в условиях кризиса. — М.: ИНФРА-М. 2022. — С. 189.

27. Максуров А. А. Европейское законодательство о труде: вопросы координации // Российская юстиция. — 2018. — № 2. — С. 29–34.

28. Максуров А. А. Координация реализации социального законодательства в странах Европы // Гражданин и право. — 2018. — № 9. — С. 18–26.

* См. первую публикацию по этой теме в № 6/2024: Максуров А. А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс.

Прокуратура сегодня в мире традиционно признается эффективным средством защиты трудовых прав граждан, что характерно и для исторической оценки роли российской прокуратуры [1, с. 380]. К концу ХIХ — началу ХХ века прокуратура Российской империи в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства обладала двумя важными преимуществами: возможностью надзора за органами контроля (фабричными инспекциями и пр.) и процессуальной способностью защитить права работников в суде, хотя это направление надзора в то время и не было в числе приоритетов прокурорской деятельности [2, с. 32].

В послевоенный период вопросы защиты трудовых прав граждан вновь были включены в число наиболее приоритетных задач органов прокуратуры.

После Октябрьской революции 1917 г. направление надзора за соблюдением трудовых прав граждан пошло по наиболее простому пути — интерес прокуратуры сместился в сторону надзора за соблюдением законов о труде нанимателями.

Также следует отметить, что в ранний послереволюционный период до принятия новых нормативных правовых актов судопроизводство осуществлялось по правилам судебных уставов 1864 г., но лишь в той их части, которая не была отменена декретами ВЦИК и СНК. Таким образом, основания для защиты прокурором трудовых прав граждан в суде были, хотя массового применения прокурорами своих полномочий в указанной сфере и не наблюдалось в связи с распадом системы прокуратуры Российской империи.

Вместе с тем переход к НЭП повлек за собой и возрождение института прокурорского надзора с 28 мая 1922 г., когда было утверждено Положение о прокурорском надзоре [3]. Данный акт содержал указание на то, что надзор за исполнением трудового законодательства должен был рассматриваться в качестве одного из основных направлений деятельности «восстановленной» прокуратуры как органа правозащиты.

Для Цитирования:
Максуров Алексей Анатольевич, Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора в ХХ–ХХI веках: особенности и перспективы. Кадровик. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: