По проблемам миграции в различных научных работах (и российских, и зарубежных) можно найти различные подходы к классификации и типологизации миграционного движения населения на основе различных признаков, характеристик, факторов и причин, и в связи с этим до сих пор не существует единой классификации видов и типов миграционного движения населения. Например, зарубежный исследователь Франк Дювель использует такие индикаторы миграционного движения, как культурная дистанция и исторический характер, правовой статус мигрантов и продолжительность их пребывания, участники миграционных перемещений (акторы), их число, отношения между ними, а также место, география, цель миграции, профессия, политический характер1.
Одно из наиболее значимых явлений в мире — это международная трудовая миграция: совокупность передвижений населения из одних территорий в другие с намерением трудоустроиться. Последствия данного явления могут быть как позитивными (культурный обмен, стимулирование трудовой конкуренции и т. д.), так и негативными (национальные конфликты, снижение заработной платы в отдельных секторах экономики и пр.).
Причинами международной трудовой миграции могут быть:
- особенности социума и быта;
- экологическая обстановка;
- политический фактор;
- низкая заработная плата в месте проживания (невозможность прокормить себя и свою семью);
- стремление достичь за рубежом максимального карьерного роста;
- вооруженные конфликты.
Многообразие указанных причин формирует различные виды международной трудовой миграции.
Виды международной трудовой миграции:
1. Постоянная миграция, характерная для переселенцев, имеющих целью закрепиться на постоянной основе в принимающем государстве. При этом трудовые мигранты могут получить гражданство принимающей страны, вид на жительство или только разрешение на работу.
2. Временно-постоянная миграция, выделяющаяся в связи с особенностями законодательства в различных странах. Чаще всего трудовая миграция ограничивается сроком от одного года до шести лет.
3. Сезонная миграция, являющаяся самым распространенным видом, который связан с сезонным характером различных видов занятости (сельское хозяйство, рыбная ловля, строительство, сфера услуг).
4. Приграничная миграция, характерная для территорий, где мигранты ежедневно или регулярно пересекают государственную границу, чтобы прибыть на рабочее место. Эта форма миграции регулируется большим количеством законов, упрощающих перемещение из страны в страну на приграничной территории.
5. Наукоемкая миграция, связанная с предоставлением ученым и специалистам по востребованным профессиям более выгодных условий трудоустройства, чем на родине. Данный вид миграции получил название «утечка мозгов».
Статистические данные показывают, что в современных миграционных процессах выделяются две составляющие — отток населения и рост внешней трудовой миграции.
В новых геодемографических, геоэкономических и геополитических условиях особую важность приобрело выявление факторов, взаимосвязей и тенденций миграционных процессов и, соответственно, предвидение возможного развития экономики области.
В настоящее время отмечается широкое развитие разных отраслей экономики. Несомненно, трудовая миграция и миграционные процессы в таких условиях приобрели значительные масштабы.
Анализ географической структуры привлечения иностранной рабочей силы позволил сделать вывод, что структура привлечения иностранцев по странам их выхода за прошедшие годы не претерпела существенных изменений.
Однако, опираясь на основные критерии и признаки идентификации миграции [расстояние (пересечение границы), время и причины], можно классифицировать миграционные процессы следующим образом.
В соответствии с общепринятой типологией миграционных процессов первым признаком миграции считается время пребывания в месте вселения (новом месте жительства или приложения труда). В соответствии с этим критерием к основным видам миграции относят постоянную (безвозвратную) и временную (возвратную) (рис. 1).
Рис. 1. Основные виды миграции
Виды нерегулярной миграции представлены рисунке 5.
Вторым признаком миграции является географический или пространственный признак, именно он позволяет выделить еще два типа миграции— внешняя и внутренняя. Критерием которых является пересечение любых административных или государственных границ (рис. 2).
Рис. 2. Основные виды миграции
Третьим признаком миграции являются цели миграции, которые подразделяют миграционные потоки на экономические (трудовая, коммерческая миграция), учебные, рекреационные миграции, а также миграция с целью воссоединения семей, в поисках убежища, миграция в связи с отдыхом и туризмом, религиозная миграция (паломничество), миграция в связи с ведением традиционного хозяйства (кочевничество).
Четвертый признак миграции — это уровень организации, по которому выделяют организованные (при посредничестве государства и неправительственных организаций) или самодеятельные миграции2.
Пятый признак миграции — это структура миграционного потока, которая имеет возрастной, половой, этнический, семейный, образовательный, квалификационный и иной срез.
Исходя из данного постулата, в качестве отдельных видов миграции можно рассматривать миграционные потоки, объединенные каким-либо признаком (возраст, пол, национальность, специальность, семейное положение). При этом допустимы термины «семейная миграция», «миграция населения трудоспособного возраста», «миграция высококвалифицированных специалистов», «миграция женщин», «этническая миграция» и пр.3.
Шестым признаком миграции являются способы вовлечения. Исходя из данного постулата, в качестве отдельных видов миграции можно рассматривать три вида миграции: добровольная, вынужденная, принудительная (рис. 3).
Рис. 3. Основные виды миграции
Рис. 4. Основные виды миграции
Седьмым признаком миграции является степень ее законности. Выделяются два вида миграции по этому признаку — легальная и нелегальная4 (см. рис. 5).
Рис. 5. Основные виды миграции
К незаконным мигрантам как субъектам незаконной миграции относятся5 указанные на рисунке 6.
Рис. 6. Незаконные мигранты как субъект незаконной миграции
Сегодняшнюю ситуацию с миграцией нередко сравнивают с «великим переселением народов». В странах Западной Европы проблемы во взаимоотношениях беженцев и принимающего сообщества стали злободневной темой, вызывающей живой отклик в обществе и привлекающей внимание не только ученых, но и политиков.
Современный период мирового развития характеризуется усилением глобализации и экономического неравенства, что провоцирует в значительной степени тектонические сдвиги в миграционной сфере. Европейский миграционный кризис, ревизия миграционного законодательства в США, интеграционные процессы на постсоветском пространстве обусловливают поиск новых идей для цивилизованного и сбалансированного регулирования потоков межгосударственной миграции, особенно в ее трудовом аспекте. В этой связи для разработки миграционной стратегии на перспективу следует учитывать, как перспективы демографического баланса, так называемый фактор демографического давления, так и возможности цифровой экономики.
Что касается внешней трудовой миграции, то, несмотря на многочисленные ее исследования, зафиксированные в трудах экономистов, демографов и других профессиональных и непрофессиональных экспертов, этот феномен продолжает оставаться terra incognita.
Сплоченность любого социума, как принято считать, зависит от множества воздействий, среди которых движение отдельных его элементов имеет первостепенное значение. Особо стоит отметить, что при отсутствии необходимых механизмов адаптации мигрантов к новым условиям их пребывания решение всех вопросов, как правило, ложится на плечи диаспор. Надо принимать во внимание то, что представители диаспор, которые проживают на территориях страны пребывания с давних пор, естественно, пытаются сохранить свою идентичность, что нередко входит в противоречие с логикой приспособления трудовых мигрантов к новым условиям проживания в новой среде. В итоге эта ситуация может способствовать формированию замкнутых сообществ, имеющих альтернативные официальные сервисы и каналы для решения различных проблем трудовых мигрантов. Но если, к примеру, принимающее сообщество относиться к приезжающим мигрантам настороженно или враждебно, то в конечном счете каналы взаимодействия закрыты. Антитезя «мы» и «они» становятся ярко выраженной и затрудняет межличностные коммуникации в социуме на территориях страны пребывания.
Мигранты идентифицируют себя прежде всего по конфессиональному признаку, и первым важнейшим объединяющим началом является то, что они мусульмане, а национальность становится вторичным признаком. Пребывание на территориях страны пребывания накладывает на религиозную культуру мигрантов свои особенности, когда уже нет строгого следования традициям осуществления мусульманских ритуалов. Наряду с национальными мигранты отмечают и праздники на территориях страны пребывания, в проведении которых, в свою очередь, отражается их религиозное мировоззрение.
Религия является одним из элементов культуры, а процессу аккультурации свойственны частичная или полная утрата индивидами или группой своей культуры в пользу доминирующей культуры окружающего общества. Религия является одной из важнейших составляющих, формирующих основы мировоззрения, от которой во многом зависит отношение человека к окружающему миру. Естественно, что у мигрантов имеется потребность сохранить свои культурные традиции и обычаи, и это порой не способствует, а препятствует процессу аккультурации. Очень важно знать, что анализ различных интеграционных стратегий показал, что «мигранты-мусульмане хотели бы стать ближе к местным жителям, соседям».
Безусловно, что самый главный вопрос — это трудоустройство, ведь мигрант приезжает в поисках лучшей работы. И именно достойная зарплата и нормальные условия труда могут быть хорошим подспорьем для позитивного отношения мигранта к новым условиям проживания в стране пребывания.
С одной стороны, деятельность в сфере современных технологий требует хорошего образования и определенного уровня культуры. Исторически кадры, удовлетворяющие этим требованиям, готовятся преимущественно из населения известных стран Европейского (Евроазиатского) и Североамериканского континентов. Здесь сформировались соответствующие научные школы, имеется высокий базовый уровень образованности населения, есть необходимая инфраструктура и другие условия, позволяющие давать необходимые знания и прививать навыки с самого детства. Всего этого лишена основная масса граждан менее развитых стран, жителей Африки, Ближнего и Среднего Востока.
С другой стороны, высокая потребность в высококвалифицированных кадрах создает в цивилизованных странах дефицит рабочих для малоквалифицированной, физической и иной работы, не требующей специального образования.
Естественно, что рано или поздно в соответствии с закономерностями международного разделения труда, пустующие рабочие места занимаются выходцами из других, менее развитых стран. При этом объективных предпосылок развивать в этих странах систему образования, особенно высшего, практически нет, за исключением чисто гуманитарных, так как потребность в соответствующих специалистах удовлетворяется высокоразвитыми странами-партнерами.
При этом фундамент конфликта цивилизаций закладывается также и самой логикой построения информационного общества, сложившейся в последние десятилетия. С одной стороны, информационное общество дает своим обитателям большие возможности по реализации их начинаний — высокоэффективные средства связи и телекоммуникаций, транспорта, использование достижений научно-технического прогресса, развитой социальной и экономической инфраструктуры. Имея на вооружении такой богатый арсенал, любой гражданин развитой страны по своим возможностям многократно превосходит возможности человека, находящегося в неразвитом обществе.
С другой стороны, возрастают и требования к адекватному их использованию. Это предъявляет повышенные требования к внутренней дисциплине, правосознанию, культуре гражданина.
Рост масштабов международной миграции и особенно рост масштабов нелегальной международной миграции объективно поставили вопрос об усилении роли государств в регулировании данного процесса, а также о межгосударственном, многостороннем регулировании.
Все организационно-правовые механизмы регулирования миграционной политики рабочей силы базируются на основах миграционной политики государства с учетом того факта, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции.
Однако международным сообществом признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций6.
Страны мирового сообщества, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, ратифицируют международные конвенции, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Таким образом, комплекс мер разрабатывается и реализуется в декларациях, конвенциях, других актах, принимаемых прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций, ее специализированными организациями: Международной организацией труда (МОТ), ЮНЕСКО, Экономическим и Социальным советом ООН (ЭКОСОС), Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международной организацией по миграции (МОМ).
На всемирных конференциях ООН, имеющих правительственный статус, принимаются решения, имеющие значительный вес и образующие совместно с принятыми и ратифицированными конвенциями, пактами, протоколами нормативную международно-правовую базу регулирования и управления миграционными процессами на межправительственном уровне (рис. 7).
Рис. 7. Классификации мигрантов
Миграционная политика государств, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня, где к специальным конвенциям, непосредственно затрагивающим вопросы обеспечения социально-трудовых прав мигрантов, относятся соглашения Международной организации труда. Главное место среди них занимают конвенции МОТ № 977 о трудящихся мигрантах 1949 г. и № 1438 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей обращения 1975 г., а также дополняющие их Рекомендации (рис. 8).
Рис. 8. Обеспечение социально-трудовых прав мигрантов
Законодательные акты государств в области миграции имеют как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия в зависимости от различных причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация государства, состояние рынка труда и т. д.
Международные и национальные акты, связанные с миграционной политикой, пронизывают общепринятые понятия, такие как экологическая, социальная, национальная и международная политика (рис. 9).
Рис. 9. Международные и национальные акты, связанные с миграционной политикой
Исследования миграции позволяют выделить два подхода контроля над миграцией — на международном и национальном уровне.
К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести прежде всего так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты (рис. 10).
Рис. 10. Источники международных стандартов в области миграции
К числу наиболее значимых рекомендаций МОТ в сфере правового регулирования международной трудовой миграции можно отнести рекомендации № 1519 о трудящихся-мигрантах, № 10010 о защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях, № 86 о трудящихся-мигрантах.
Являясь членами Международной организации труда, государства обязаны, в соответствии с Уставом МОТ, соблюдать четыре группы принципов и прав в сфере труда, а также претворять их в жизнь и содействовать применению, даже если страны еще не ратифицировали конвенции, посвященные этим принципам и правам, согласно положениям Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизма ее реализации» 1998 г.
К ним относятся:
- свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
- действенное упразднение детского труда;
- недопущение дискриминации в области труда.
Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.
МОТ является важнейшим актором в системе ООН, влияющим на регулирование миграции. Наибольшее значение для защиты иностранных мигрантов имеют, конвенции и рекомендации МОТ, перечисленные на рисунке 11.
Рис. 11. Конвенции и рекомендации МОТ
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п.
Конвенция включает статьи, обращенные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут обладать равными с гражданами принимающего государства правами в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается механизмами, перечисленными на рисунке 12.
Рис. 12. Механизмы защиты прав трудящихся-мигрантов
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания (рис. 13).
Рис. 13. Механизмы реализации возможностей для трудящихся-мигрантов
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. Рекомендации являются документом, способствующим объяснить природу международных резолюций международных организаций, устанавливают желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Рекомендации не подлежат ратификации и не порождают других обязательств для государств.
ВЫВОДЫ
Международные правовые акты, регулирующие защиту прав трудовых мигрантов, можно подразделять на три основные группы:
- универсальные документы глобального характера;
- региональные международные договоры;
- двусторонние договоры и соглашения стран.
Таким образом, при осуществлении миграционной политики государства обязаны соблюдать нормы международного права, касающиеся трудовых прав мигрантов, правового положения иностранцев, образования мигрантов, вопросов незаконной миграции т. д. Наибольшее значение имеют обязательства в рамках МОТ, при этом конвенции МОТ имеют обязательную силу для ратифицировавших их государств. В отличие от них, декларации МОТ не являются обязательными, но они указывают направление дальнейшего развития правового регулирования в области прав трудящихся мигрантов, поэтому государства должны стремиться к их исполнению так же, как и конвенций.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Таким образом, организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Правительство каждой страны вправе самостоятельно определять направления и цели миграционной политики при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The author declare that there is no conflict of interest.