Одной из основных задач, стоящих на сегодняшний день перед наукой трудового права, является проведение исследований по наиболее важным и перспективным направлениям, к числу которых следует отнести и вопрос о понятии «трудовой спор».
В Конституции Российской Федерации (ст. 2) закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанностью государства. Эта правовая позиция в полной мере соответствует ст. 2 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах. Согласно данному документу, каждое участвующее в Пакте государство обязуется обеспечивать право на защиту для любого лица, требующего такой защиты, вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Что касается сферы труда, одна из целей трудового законодательства— защита трудовых прав работников и работодателей (ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса РФ) (далее — ТК РФ), а одним из способов защиты трудовых прав является судебная защита (абз. 4 ст. 352 ТК РФ), в ходе которой рассматриваются и разрешаются трудовые споры.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации, а также в ст.2 ТК РФ как один из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Термин «трудовой спор» появился еще в 1649 г. в Соборном уложении (глава ХV «О третейском суде») [1], а в 1865 г. был выдвинут проект закона Российской империи «О промышленном суде», в котором предлагалось создать орган по рассмотрению трудовых споров, однако идея данного проекта не была утверждена [2]. И только в 1922 г. в КЗоТ РСФСР включен раздел XVI «О разрешении трудовых конфликтов и рассмотрении дел о нарушениях законов о труде» [3].
Нужно отметить, что в этот период, рассматривая дело о нарушении трудовых прав, суд преимущественно использовал термин «конфликт». Это продолжалось до принятия Положения о порядке разрешения трудовых споров (1957 г.)1, после чего термин «спор» стал ведущим в правоприменительной практике. Однако в Законе СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»2 и в Указе Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»3 термины «спор» и «конфликт» использовались как синонимы.