По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.136

Трудовой комплаенс: проблемы и перспективы развития

Манохин Виталий Сергеевич ассистент кафедры финансового права и таможенной деятельности, Юридический институт Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых» (ВлГУ), адвокат, Межреспубликанская коллегия адвокатов, г. Москва, E-mail: vitalijmanohin@yandex.ru

В статье анализируется возможность развития трудового комплаенса как ответа на трансформацию государственной политики в области надзора и на изменение судебной практики по трудовым спорам. Анализируются терминологические особенности юридического комплаенса и его особенности в рамках трудовых правоотношений. В результате делается вывод о необходимости повышения популярности трудового комплаенса по аналогии с антимонопольным, то есть путем комплексной работы профильного государственного органа.

Литература:

1. Орлова М. Г. Система репутационного комплаенса: управление профессиональными девиациями / М. Г. Орлова; Сибирский государственный университет путей сообщения // Системное обеспечение условий достойного труда: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 24 ноября 2016 г. — Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2017. — С. 105. EDN YNPEML.

2. Сапфирова А. А. Трудовой комплаенс как способ предупреждения нарушений трудовых прав // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 9. — С. 29.

3. Буреева Ю. С. К вопросу типологизации комплаенс-систем в отечественных компаниях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2021. — № 2 (62). — С. 122.

4. Попондопуло В. Ф., Петров Д. А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений //Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. — 2020. — Т. 11. — №. 1. — С. 106.

5. Fikfak V., Peat D., van der Zee E. Bias in International Law // German Law Journal. — 2022. — Т. 23. — №. 3. — С. 281-297.

6. Ученые раскрыли, сколько работников не хватает России // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/society/24/12/2023/65875bb99 a7947bca518dbe2 (дата обращения: 20.04.2024).

7. Путин предложил замену мораторию на проверки бизнеса // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65e060e09a7947b e131538ef (дата обращения: 20.04.2024).

8. Трудовые права: кто на страже? // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/trudovye-prava-kto-na-strazhe (дата обращения: 20.04.2024).

9. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2022 год // Судебный департамент при ВС РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=7645 (дата обращения: 20.04.2024).

10. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права // Единый реестр видов контроля [Электронный ресурс]. — URL: https://ervk.gov.ru/public/slug/573537 (дата обращения: 20.04.2024).

Одним из главных вопросов при построении юридического комплаенса является его соразмерность возможным потерям. В случае создания системы внутреннего контроля для обеспечения исполнения законодательных требований происходит дополнительное удорожание деятельности субъекта. При этом очень сложно заранее определить потери хозяйствующего субъекта от неисполнения закона либо от недостаточной осмотрительности при совершении юридически значимых действий. В рамках данного исследования анализируется, как созданная в зарубежной доктрине теория рационального выбора может применяться при анализе целесообразности введения комплаенс-системы на примере трудовых правоотношений, а также предлагается наиболее эффективная модель внутреннего контроля в отношении кадровой политики.

Общеправовая концепция юридического комплаенса в настоящий момент находится на стадии формирования. Многие авторы рассматривают данное явление лишь как инструмент работы с отраслевыми рисками, который был заимствован из менеджмента. К примеру, М.Г. Орлова [1] анализирует комплаенс как инструмент управления репутацией компании в системе общего антикризисного управления. Она рассматривает это явление с точки зрения управленческих методик и построения эффективной системы. В свою очередь А. А. Сапфирова рассматривает трудовой комплаенс [2] как инструмент профилактики рисков, который применяется в ответ на возникающие риски. Ю.С. Буреева [3] даже применяет формулировку «система комплаенс-контроля», что говорит об условном разделении вопросов управления и права, однако в ее понимании комплаенс осуществляется в рамках создания системы борьбы с рисками, что также об имплементации понятия из менеджмента. В рамках данного исследования под юридическим комплаенсом понимается система актов, процедур и действий, осуществляемых в соответствии с законодательными нормами и направленных на достижение субъектом позитивного правового эффекта [2]. Данное исследование строится на особенностях практической реализации комплаенса в рамках трудовых правоотношений и целесообразности его построения.

Для Цитирования:
Манохин Виталий Сергеевич, Трудовой комплаенс: проблемы и перспективы развития. Кадровик. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: