По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48:640.41 DOI:10.33920/igt-2-2112-07

Тренды в гостиничном бизнесе: развитие кадрового, информационно-технического и финансового потенциала в условиях пандемии на современном этапе

Ушаков Роман Николаевич канд. экон. наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного дела, ГАОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма», 117519, Российская Федерация, г. Москва, Кировоградская ул., 21 к. 1, e-mail: ushakov.roman.n@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-3321-1029

Гостиничный бизнес, столкнувшись с пандемией коронавируса, получил такую степень неопределенности, которая даже после частичного восстановления экономики и возвращения хотя бы внутреннего туризма так сильно изменила гостиничную индустрию, что те тренды и перспективы развития, которые существовали в допандемийный период, претерпели значительные изменения. Цели гостиничных предприятий остались теми же — получение прибыли и расширение своего присутствия на рынке гостиничных услуг, а вот направления деятельности по их достижению стали сильно отличаться от тех, которые были еще в 2019 г. Основные компоненты, которых коснулись эти изменения, — это работа с финансовыми и человеческими ресурсами, а также уклон в применение и развитие новых технологий, т. е. информационно-технического потенциала. Причиной стала смена акцента с увеличения выручки гостиничных предприятий в сторону снижения затрат. Кадровый потенциал гостиничного предприятия получил возможность развития через пересмотр требований к вакансиям и нормам по выполнению бизнес-процессов в гостинице. Так, стандарты будут носить более мягкий и адаптационный характер, а объем выполняемых функций для одной должности может расшириться. Кроме того, все больший акцент будет сделан на сотрудников, которые более эффективно осваивают новые технологии, в том числе и для дистанционного обслуживания гостей. Финансовый потенциал гостиницы может развиваться только при постоянном применении логистического подхода, а именно постоянного мониторинга затрат для их снижения, использование кадров как главного ресурса организации с целью постоянного их развития. Надо сказать, что правила логистики уже полностью перешли в область гостеприимства— обслужить нужного гостя в нужное время, в нужном месте, оказать необходимое количество услуг нужного качества с минимальными затратами, используя индивидуальный подход.

Литература:

1. Трансформация международного гостиничного бизнеса в эпоху COVID-19: новые риски и возможности на примере гостиничных групп / Э.В. Тарасенко, Т.П. Розанова, Е.Л. Ильина и др. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2021. — № 1 (65). — С. 12.

2. Бунеева, Р.И. Тенденции развития рынка труда в период пандемии / Р.И. Бунеева, Н.Н. Звягина, Г.И. Поленникова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2021. — № 3 (88). — С. 176–186. DOI 10.21295/2223-5639-2021-3176-186.

3. Скоромец, Е.К. Состояние и перспективы развития национальных гостиничных сетей в России // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2021. — Т.10. — № 3 (36). — С. 346–349. DOI 10.26140/anie-2021-1003-0081.

4. Шостак, М.А. К вопросу о взаимодействии гостиничного комплекса и профильных образовательных учреждений // Педагогический вестник. — 2021. — № 20. — С.60–61.

5. Богомазова, И.В. Информационные технологии — современный тренд индустрии гостеприимства / И.В. Богомазова, Е.В. Аноприева, З.В. Ющенко // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры: материалы II Международной научно-практической конференции, Орёл, 24–25 апреля 2020 г. — Орёл: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2020. — С. 137–143.

6. Масалова, Д.Ю. Тенденции развития гостиничного бизнеса в условиях пандемии коронавируса / Д.Ю. Масалова, С.А. Кациель, И. Жигулин / Под общ. ред. Е.В. Кулагиной // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: материалы XVII Международной научно-практической конференции, Омск, 8–9 октября 2020 г. — Омск: Омский государственный технический университет, 2020. — С. 81–84.

7. Макарова, Д.Д. Современные тенденции инновационной деятельности в гостиничном бизнесе // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. — 2020. — № 2. — С. 106–114. DOI 10.25586/RNU.V9276.20.02.P.106.

8. Павленко, И. Г. Российской рынок гостиничных услуг: состояние и перспективы развития международных и национальных гостиничных цепей // Сервис в России и за рубежом. — 2019. — Т. 13. — № 2 (84). — С. 44–53. DOI 10.24411/1995-042X-2019-10205.

9. Огнянникова, А.И. Современные тенденции развития рынка гостиничных услуг / А.И. Огнянникова, В.Н. Карпик, Ш.С. Зикирова // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. — 2019. — Т. 14. — № 2. — С. 52–60.

10. Ушаков, Р.Н. Проблемы и перспективы подготовки бакалавров и магистров по направлению подготовки «гостиничное дело» с позиции гостиничной индустрии / Р.Н.Ушаков, А.Н. Макарова // Сервис в России и за рубежом. — 2020. — Т. 14. — № 4 (91).— С. 123–134. DOI 10.24411/1995-042X-2020-10411.

1. Transformacija mezhdunarodnogo gostinichnogo biznesa v jepohu COVID-19: novye riski i vozmozhnosti na primere gostinichnyh grupp. Je.V. Tarasenko, T.P. Rozanova, E. L. Il’ina i dr. Regional’naja jekonomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2021, no.1 (65), 12 p.

2. Buneeva, R. I. Tendencii razvitija rynka truda v period pandemii. R. I. Buneeva, N.N.Zvjagina, G. I. Polennikova/ Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, jekonomiki i prava. 2021, no. 3 (88), pp. 176–186. DOI 10.21295/2223-5639-2021-3-176-186.

3. Skoromec, E.K. Sostojanie i perspektivy razvitija nacional’nyh gostinichnyh setej v Rossii/ Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2021, no. 10, 3 (36), pp. 346–349. DOI 10.26140/anie-2021-1003-0081.

4. Shostak, M.A. K voprosu o vzaimodejstvii gostinichnogo kompleksa i profil’nyh obrazovatel’nyh uchrezhdenij/ Pedagogicheskij vestnik. 2021, no. 20, pp. 60–61.

5. Bogomazova, I.V. Informacionnye tehnologii — sovremennyj trend industrii gostepriimstva/ I.V. Bogomazova, E.V. Anoprieva, Z.V. Jushhenko. Integracija turizma v jekonomicheskuju sistemu regiona: perspektivy i bar’er: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Orjol, 24–25 aprelja 2020 g. Orjol: Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I. S. Turgeneva. 2020, pp. 137–143.

6. Masalova, D.Ju. Tendencii razvitija gostinichnogo biznesa v uslovijah pandemii koronavirusa/ D.Ju. Masalova, S.A. Kaciel’, I. Zhigulin. Sovremennoe sostojanie i potencial razvitija turizma v Rossii : Materialy XVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 8–9 oktjabrja 2020 g. Pod obsh. red. E.V. Kulaginoj. Omsk: Omskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. 2020, pp. 81–84.

7. Makarova, D.D. Sovremennye tendencii innovacionnoj dejatel’nosti v gostinichnom biznese. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Serija: Chelovek i obshhestvo. 2020, no. 2. pp. 106–114. DOI 10.25586/RNU.V9276.20.02.P.106.

8. Pavlenko, I.G. Rossijskoj rynok gostinichnyh uslug: sostojanie i perspektivy razvitija mezhdunarodnyh i nacional’nyh gostinichnyh cepej. Servis v Rossii i za rubezhom. 2019, no.13, 2 (84), pp. 44–53. DOI 10.24411/1995-042X-2019-10205.

9. Ognjannikova, A. I. Sovremennye tendencii razvitija rynka gostinichnyh uslug. A. I. Ognjannikova, V.N. Karpik, Sh.S. Zikirova. Industrija turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy. 2019, no. 14, 2, pp. 52–60.

10. Ushakov, R.N. Problemy i perspektivy podgotovki bakalavrov i magistrov po napravleniju podgotovki "gostinichnoe delo" s pozicii gostinichnoj industrii. R.N. Ushakov, A.N. Makarova. Servis v Rossii i za rubezhom. 2020, no. 14, 4 (91), pp. 123–134. DOI 10.24411/1995-042X-2020-10411.

Пандемия коронавируса не только изменила сам процесс обслуживания гостя в отеле, но и поставила гостиницу перед выбором оставаться на рынке гостиничных услуг, подстраиваться под новые условия работы, новые взаимодействия с гостями и партнерами или уходить с рынка.

Тем ценнее стало прогнозирование— определение того пути развития гостиницы и гостиничной цепи, которое позволит не только остаться на рынке, но и защитить свою конкурентную позицию. Выявление трендов в гостиничном бизнесе на основе постоянно обновляющихся условий работы и векторов развития гостиничной индустрии — наиболее важная с точки зрения получения прибыли и сохранения рабочих мест задача на сегодня для гостиничного предприятия.

Цель исследования — максимально подробно и аргументировано определить то, что будет влиять на дальнейшее состояние и развитие рынка гостиничных услуг, а также выявить ресурсы гостиницы, которые позволят удержаться на рынке в новых условиях, а в дальнейшем и получить развитие и увеличение величин показателей деятельности гостиничного предприятия.

Материалами для определения основных трендов явился, в частности, Первый студенческий туристический конгресс, состоявшийся 21–22 октября 2021 г., где участниками панельной дискуссии «Современные технологии управления гостеприимством» в лице К. Горяинова, В. Прасова, С.Иванова, С. Буровой, А. Волова и С. Саруханяна активно предлагались тренды в гостиничном бизнесе.

Так, было высказано предположение об изменении требований к сотрудникам гостиниц в сторону большей лояльности, гибкого графика, с одной стороны, и сокращения количества сотрудников на один номер в гостинице с увеличением функциональных обязанностей каждого сотрудника — с другой. Было высказано предположение об усилении роли дистанционного обслуживания с помощью приложений, сайта и прочих информационных технологий и адаптации сотрудников через взаимодействие с гостем в этом новом формате.

Следующим трендом было названо, безусловно, снижение затрат не только на фонд заработной платы персонала, но и на всевозможные технические устройства, используемые отелем. Вместе с тем в связи с переходом на формат долгосрочного проживания не только в курортных и загородных, но и городских отелях с акцентом на деловой туризм возросла необходимость в организации досуга гостя на территории отеля с учетом этой специфики и потребность гостя в более высокой скорости и качестве Интернета.

Для Цитирования:
Ушаков Роман Николаевич, Тренды в гостиничном бизнесе: развитие кадрового, информационно-технического и финансового потенциала в условиях пандемии на современном этапе. Гостиничное дело. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: